Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  157 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 157 / 308 Next Page
Page Background

-

149

ношеше согласныхъ буквъ;

ъ

и

ь

въ ковцЬ

и

въ

средин!; словъ. Уда-

peuie; случаи изменены значешя слова при перенос!; ударены*.

Такямъ образомъ, программа перваго года не требуетъ отъ уче-

виковъ грамматическихъ знашй въ строгомъ смысле этого слова: все,

что нужно знать для усвоены указанныхъ правилъ, относится (кроме

прописныхъ буквъ) къ звуковому составу словъ, съ ч!;мъ ученикъ хо­

рошо бываетъ ознакомлееъ путемъ звуковыхъ упражнешй еще во вре­

мя прохождены букваря: делены (практическое) слова па слоги; раз­

д а е т е звуковъ-буквъ на гласные и согласные; твердое и мягкое про-

изношете согласныхъ (правило для употреблены буквъ

и, i\ ъ, ь

— на

конце словъ после согласныхъ). Употреблены буквы

ъ

и

ь

въ средин!;

словъ усвоиваются практически, какъ указаны на ненадобность слы-

ны согласного съ гласеымъ (

съплъ-сгьлъ

;

платье-плате

), какъ указа-

Hie на мягкое произношеше согласнаго звука (

ппсъмо-писмо

). Правило

о неупотребленш

ы, я

,

ю

после

ж, ч, ш, щ

усвоивается путемъ за­

учиванья и применены; его къ практик!;*).

Мы советовали бы въ течете перваго года не избегать при пись-

мепныхъ упражненыхъ случаевъ употреблены предлоговъ: упражнены

въ расчленены ргЬчи на слова производятся во все время прохождевы

букваря, а ученики, руководствуясь лишь разум'Ьшемъ смысла р-Ьчи и

врожденными имъ инстинктами языка, научаются безъ всякихъ правилъ

отделять, где нужно, предлоги. Следуетъ иметь въ виду, что и при

дальнейшихъ занятыхъ мы не можемъ дать ученикамъ твердыхъ пра­

вилъ о раздельномъ и слитномъ употреблены предлоговъ.

Полезно точно такъ же въ течевш всего перваго, а равно и вто­

рого года, при предупредительной диктовке и поверке всевозможныхъ

письменныхъ работъ, упражнять учепиковъ въ разделены словъ по

слогамъ, въ ясномъ и согласномъ съ начертаплемъ словъ произпоше-

ши каждаго слога („

произноси, какъ пишешь

1): правильное обозначена

такъ называемыхъ

сомнителъпыхъ

гласныхъ и согласныхъ всего легче

усвоивается путемъ отчетливаго произношешя, а соответствующая пра­

вила, сюда относящаяся (при помощи коихъ, кстати сказать, не всегда

возможно определить сомнительный гласный звукъ), придутъ въ свое

время на помощь практически усвоенному навыку. Отчетливое произ-

ношеше по слогамъ избавитъ учениковъ и отъ многихъ другихъ оши-

бокъ (сердце, солнце).

*) Унражнета па всЬ указанные случаи прявописанш см. въ

„Начаткахъ граммсипи-

ки",

Тихомирова.