-
149
ношеше согласныхъ буквъ;
ъ
и
ь
въ ковцЬ
и
въ
средин!; словъ. Уда-
peuie; случаи изменены значешя слова при перенос!; ударены*.
Такямъ образомъ, программа перваго года не требуетъ отъ уче-
виковъ грамматическихъ знашй въ строгомъ смысле этого слова: все,
что нужно знать для усвоены указанныхъ правилъ, относится (кроме
прописныхъ буквъ) къ звуковому составу словъ, съ ч!;мъ ученикъ хо
рошо бываетъ ознакомлееъ путемъ звуковыхъ упражнешй еще во вре
мя прохождены букваря: делены (практическое) слова па слоги; раз
д а е т е звуковъ-буквъ на гласные и согласные; твердое и мягкое про-
изношете согласныхъ (правило для употреблены буквъ
и, i\ ъ, ь
— на
конце словъ после согласныхъ). Употреблены буквы
ъ
и
ь
въ средин!;
словъ усвоиваются практически, какъ указаны на ненадобность слы-
ны согласного съ гласеымъ (
съплъ-сгьлъ
;
платье-плате
), какъ указа-
Hie на мягкое произношеше согласнаго звука (
ппсъмо-писмо
). Правило
о неупотребленш
ы, я
,
ю
после
ж, ч, ш, щ
усвоивается путемъ за
учиванья и применены; его къ практик!;*).
Мы советовали бы въ течете перваго года не избегать при пись-
мепныхъ упражненыхъ случаевъ употреблены предлоговъ: упражнены
въ расчленены ргЬчи на слова производятся во все время прохождевы
букваря, а ученики, руководствуясь лишь разум'Ьшемъ смысла р-Ьчи и
врожденными имъ инстинктами языка, научаются безъ всякихъ правилъ
отделять, где нужно, предлоги. Следуетъ иметь въ виду, что и при
дальнейшихъ занятыхъ мы не можемъ дать ученикамъ твердыхъ пра
вилъ о раздельномъ и слитномъ употреблены предлоговъ.
Полезно точно такъ же въ течевш всего перваго, а равно и вто
рого года, при предупредительной диктовке и поверке всевозможныхъ
письменныхъ работъ, упражнять учепиковъ въ разделены словъ по
слогамъ, въ ясномъ и согласномъ съ начертаплемъ словъ произпоше-
ши каждаго слога („
произноси, какъ пишешь
1): правильное обозначена
такъ называемыхъ
сомнителъпыхъ
гласныхъ и согласныхъ всего легче
усвоивается путемъ отчетливаго произношешя, а соответствующая пра
вила, сюда относящаяся (при помощи коихъ, кстати сказать, не всегда
возможно определить сомнительный гласный звукъ), придутъ въ свое
время на помощь практически усвоенному навыку. Отчетливое произ-
ношеше по слогамъ избавитъ учениковъ и отъ многихъ другихъ оши-
бокъ (сердце, солнце).
*) Унражнета па всЬ указанные случаи прявописанш см. въ
„Начаткахъ граммсипи-
ки",
Тихомирова.