—
122
—
—
„Нгьтъ! “ отвгъчалъ онъ, „хоть весело въ полгь
,
И наряжаешь васъ ярко весна
, —
Но не завидую вашей я долгъ
И не покину сырого окна.
„Пышно цвптите! Своей красотою
Радуйте
,
братья, счастливыхъ людей
, —
Я буду цвгъстъ для того, кто судьбою
Солнца лигиенъ и полей;
„Я буду цвпстъ для того, кто страдаешь.
Узника я уттиаю одинъ:
Пусть от, взглянувъ на меня, вспоминаешь
Зелень родгшыхъ долит.
„Написать кратие отвЬты: Каково живется цвЬтикамъ въ полЬ?
Каково живется въ тюрьмЬ? Кого этотъ цвЬтокъ утЬшаетъ? Что для
цветка дороже —свое счастье, или чужое?“
— Ответьте мнЬ на послЬдшй вопросъ въ книжкЬ: Что для
цветка дороже —свое или чужое счастье? Для кого онъ живетъ,—кого
утЬшаетъ? ЧЬмъ узникъ несчастенъ? ЧЬмъ утЬшаетъ цвЬтокъ узника? —
Для кого же живетъ цв'Ьтокъ?
— А какъ живется въ тюрьмЬ самому цвЬтку —чего онъ лишенъ,
каковъ онъ? Что съ нимъ можетъ быть потомъ? А жалуется ли онъ
на свою судьбу? ЧЬмъ же жертвуетъ цвЬтокъ для утЬшешя узника?
— Такова ли жизнь на свободЬ? А какъ живется цвЬтикамъ на
свободЬ? ЧЬмъ и чЬмъ хорошо, весело? Отъ какой же жизни отказался
тюремный цвЬтокъ?
— О комъ и что говорится во всемъ стихотвореши? (ЦвЬтокъ
отказывается отъ привольной жизни на свободЬ и жертвуетъ своею
жизнью, чтобы утЬшить страдальца). РаздЬлите стихотвореше на части
и озаглавьте каждую часть? (1. Веселая жизнь цвЬтиковъ на вольномъ
просторЬ. 2. Печальная жизнь тюремнаго цвЬтка. 3. Приглашен^ пе-
ремЬнить эту жизнь. 4. Отказъ ради утЬппешя страдальца). —Скажите
кратко содержите каждой части.—-Разскажите стихотвореше подробнЬе,
— Къ какому человЬку можно приравнять цвЬтокъ въ тюрьмЬ?—
Похожъ ли цвЬтокъ на лягушку? Для кого жила и о чемъ только
думала лягушка? Для кого жилъ и о чемъ одномъ думалъ тюремный
цвЬтокъ? Такъ какая же разница межъ ними? Кто изъ нихъ несрав
ненно лучше? А кто далъ людямъ заповЬдъ жертвовать своею жизнью
ради счастья другого?*).
*) Послй беседы, стихотвореше это выучено въ классй съ учителемъ наизусть.