— 109
На пашнЪ.
(Стих. Ладыженскаго В. В , 1 1 ч ., стр. 32 ).
— Что это—пашня? Такъ гдЪ же происходитъ дЬло?
„В ъ жаркую Агьтпюю пору душно въ безбрежныхъ поляхъ. Солн
це палишь безпощадно и пашню, и ниву, и степь съ пожелтпвшей
травою. Вгътеръ травы не шелохнешь, а пыль надъ прогьзжей доро
гой, словно застывши, стоить неподвижно. Въ небгъ далекомъ бплое
облачко, Богъ впеть откуда приплывшее, медленно таетъ. Жарко и
душно“ .
— ГдЬ это было? Каково въ полЬ? Какъ озаглавить?
1.
Въ полп оюарко и душно.
— Какое это время года? Что на небЬ? Каково въ воздухЬ? Что
Fa землЬ? (Откуда видно, что воздухъ неподвиженъ? Каково было бы,
если бы былъ вЬтеръ? Откуда видно, что на небЬ нЬтъ ни облачка?
Что было бы, если бы были облака? Откуда видно, что солнце палитъ
безпощадно?). Такъ каково же было въ пол'Ь? Легко ли человЬку быть
тогда въ полЬ?
„
Во пашнп лошадка плетется, борону тащить она за собою.
Рядомъ идешь мальчуганъ, по земли, раскаленной храбро шагая босыми
ногами. Оба они, и лошадка и малъчикь, оба порядкомъ устали'1’ .
— Про кого прочитали? Что мальчакъ дЬлаетъ? Каково работать?
Какъ озаглавить прочитанное?
2.
Мальчику въ полгъ очень трудно работать.
— Съ кЬмъ мальчикъ работаетъ? Каково лошади? (откуда это
видно?). А мальчику? Почему ему очень трудно? А какъ онъ работаетъ? —
Такъ о чемъ же мы прочитали?
„Здравствуй! Богъ въ помощь!
—
Спасибо!
—
Пора бы тебгь, маль
чуганъ, и на отдыхъ!
—
Да, ужъ пора бы! Да некогда только: надо
работу кончать. Свою-то я кончилъ, теперь помогаю соспду: Оедъ-
кинъ отецъ захворалъ, самъ бедька угьхалъ по дплу: Что жъ имъ
безъ хлгьба сидгьть чтоль? Ну, трогай!
—
Снова шагаешь по пашнп
лошадка, рядомъ у ст ам и идетъ мальчуганъ. Воздухъ застылъ непо
движно. Ни звука. Парь, отъ земли поднимаясь, бплымъ туманомъ
проетъ безбрежную даль".
— Что мы узнали про мальчика? Какъ озаглавить?
3.
Мальчикъ работаетъ для сосгьда-товарища,
— Кто съ мальчикомъ разговорился? (проЬзжш,— вЬроятно, ав-
торъ стихотворешя). Какое чувство у автора къ мальчику? Почему
онъ его жалЬетъ? ДЬйствительпо ли усталъ мальчикъ? А жалуется ли
онъ, горюетъ ли? Кого онъ больше себя жалЬетъ?—Какъ онъ про*