291
Александра Лаухина-Холтобина
СОЧИНЕНИЕ
Неисправимый троечник Борька Митрофанов готовился к
очередному сочинению. Комедия Фонвизина "Недоросль" по-
нравилась ему сразу: в ней все понятно, даже смешно. Но
главное - коротко. Раз-два - и пролистал. Конечно, пришлось
и задержаться на некоторых интересных местах. Так что образ
Митрофанушки предстал перед Борькой как на ладони.
- Буду учитывать самостоятельность в использовании до-
полнительного материала, - звучал у Борьки в ушах строгий
голос литератора Зои Ивановны. Но Борька на это ироничес-
ки улыбался. Уж чего-чего, а самостоятельности ему не зани-
мать - он за всю четверть и трех раз в учебник не заглянул, до
всего своим умом доходил. И ничего - тройки. Без дополни-
тельного материала вполне можно обойтись. Ну и что тут мо-
жет быть сложного? Митрофан - главный герой пьесы. А глав-
ные всегда положительные. Потому-то и комедия названа в
его честь.
Борька точно знал, что идеалов и совсем уж негодных лю-
дей на свете не бывает. У них, у этих героев, все вперемешку.
Поэтому он по примеру круглой отличницы Ирки решил пер-
вым делом описать его положительные черты недоросля и не-
медленно приступил к анализу.
Взять хотя бы внешний вид Митрофана. Не сравнить же его
с ним Борькой. Борька худощавый, длинный, как жердь, и, по
выражению бабушки, бледный, что забеленая вода. Ясно, что
Митрофан выглядел по-другому, скорее всего, полной его
противоположностью. Потому что другого такого Кащея не
сыщешь. "Дитя и без узкого кафтана деликатного сложения", -
выписал он строчку из реплики Простаковой в подтверждение
своих самостоятельных мыслей. Слово "деликатного" не ос-
тавляло в них никакого сомнения. Да будь таким Борька, как
бы радовалась бабуля.
Перечитав первый пункт, он принялся рассуждать дальше.
А не учесть ли как положительный факт то, что Митрофан
все-таки согласился учиться, когда всеобуча и в помине не бы-
ло? Сам Борька в такой ситуации еще бы подумал. Он и сейчас
бывает не прочь пропустить урок - другой, особенно конт-
290
Александра Лаухина-Холтобина
плач. Однажды, прервав возню с сыном, он собрался и ушел.
Вернулся со знакомым свертком на руках, немного увеличив-
шимся в размере. (Ольгу уговорили вернуться на Кубань, пока не
наладится здоровье).
- Согрей воды, Лиза, - обратился он к старшей дочери. Купать
Ирку сбежалась вся ребятня. Ей так и не удалось зареветь, видя
вокруг себя столько нянек. В воде она походила на розовую кук-
лу в целлофановом пакете.
Дети осторожно, одними пальчиками, дотрагивались до ее ат-
ласного, поалевшего в теплой воде тельца. Только жена не участ-
вовала в общем ликовании. Утром, уйдя на работу, Петр оставил
Ирку на попечение семьи. По молчаливому уговору днем за де-
вочкой смотрели, но как только отец являлся с работы, к ней
никто не подходил.
- Ничего, - рассуждал Петр, - ночью вы нам не нужны, сами
справимся.
Легко сказать - сами. За ночь приходилось не раз вставать к
проснувшейся дочке, сменить пеленку, подогреть молоко, дать
лекарство. Как-то в очередную ее болезнь он занемог сам. Да и
силы - вон: днем - работа, ночью ребенок. На плач Ирки еле
встал и, как пьяный подошел к задыхавшейся девочке. Вот она,
беда. Что же делать? И тут увидел темно-синие от испуга глаза
Поли.
- Быстрее врача! - забыв про обиду, на ходу закручивая по-де-
ревенски длинную косу, сказала она, подбегая к сиротке.
С тех пор потеплело в доме: черноглазую, смуглую похожую
на отца Ирку, все, оказывается, успели полюбить. Как она напу-
гала их своей болезнью. С годами младшая сестра обрела равно-
правие в семье. Отца она боготворила. Прогулка в зоопарк, пер-
вый день в школе, красивый бант, выпускное платье - во всем
был он…
…Сейчас Ире не верилось, что отца больше нет. И сквозь
пронзительные звуки оркестра ей все чудились грустные и неж-
ные обрывки колыбельной песни, которую он пел для нее.
1977