- 209 —
зано, что размеры ихъ во вс'Ьхъ подробностяхъ должны соответство
вать росту; все меры приведены въ сантиметрахъ и вершкахъ. При
нимая во внпмаше, что за одинъ и тотъ же столъ безъ вреда можно
сажать учениковъ, разница въ росте между которыми доходитъ даже
до 11 саптиметровъ, для началышхъ земскихъ училищъ можно огра
ничиться 4 первыми размерами столовъ, приведенныхъ въ таблице
проф. Эрисмана. Необходимо измерять ростъ учениковъ, чтобы пра
вильно ихъ разсаживать за столами въ школе. Это легко сделать, от
метивши на притолке делешя въ сантиметрахъ или вершкахъ.
Я старался только разъяснить общдя основашя и не вхожу въ
подробности устройства столовъ, потому что каждый учитель можетъ
справиться объ этомъ въ книге В . И. Ассеева. Въ общемъ для раз
мера столовъ приняты следующая основашя: высота свдешя = длин6
голени или 2Д длины тела; диференщя —7? роста+ 2 сантиметра; вы
сота спинки соответствуете уровню задняго края стола; ширина си-
денш 24 —33 сантим., ширина наклонной части стола 35 —40 сантим.,
дистанщя отрицательная 3 —5 сантим, при непременномъ существо
вали откидной части или при отодвиганш крышки стола кзади для
возможности садиться и вставать.
Въ нашихъ земскихъ начальныхъ училищахъ господствую™ пар
ты давняго устройства съ прикрепленнымя къ нимъ или неприкреп
ленными скамьями; ихъ насчитывается поразительное количество —
86 ,31 °/о. Столовъ съ допустимою для.учениковъ сельскихъ школъ ди-
ференщей только 17,5°/о, въ остальвыхъ 8 2,5°/о она превосходите раз
меры и для взрослыхъ. Дистанщя отрицательная или 0 въ 9,3°/о,
въ остальвыхъ—положительная, доходящая въ 28 ,6°/о величины въ 4
и более вершковъ. Сносная высота сидешй отмечена въ 5 8 ,5% , въ
остальныхъ она много выше. Хотелось бы гадеяться, что широкое
распространена въ губернш книга В. И. Ассеева и посылка губерн-
скимъ земствомъ въ каждый уездъ образцовъ школьной мебели будутъ
способствовать более правильному ея устройству во вновь устраивае-
мыхъ школахъ.