—
211
—
Среда, 27 мая.
Отъ 9 до 10 часовъ утра ученикамъ начальнаго училища были
предложены следующая работы. Старшимъ ученикамъ 3-го отделены
(только что переведевнымъ во 2 классъ двухкласснаго училища) была
дана небольшая и незамысловатая задача въ 4 действы надъ неболь
шими числами. Ученикамъ, только что яереведеннымъ въ 3 отделены
начальнаго училища, было предложено высчитать нисколько примЬровъ
на сложены и вычитаны многозначныхъ чиселъ. Ученикамъ, только
что переведеннымъ во 2 отделены начальнаго училища, было дано
высчитать нисколько прим1зровъ на сложеше и вычитаны двухзнач-
ныхъ чиселъ. Когда были даны вышеуказанныя самостоятельныя ра-
ооты, г. наблюдатель курсовъ сд4лалъ перекличку всЬмъ г-жамъ учи-
тельницамъ и гг. учителямъ, вызваннымъ на курсы. После этого мож
но было немного (10 — 12 мпнутъ) заняться съ учениками, принятыми
въ 1 отделены начальнаго училища. — Сначала каждый новичекъ счи-
талъ: одинъ, два, три,.., при чемъ оказалось, что одни изъ учени-
ковъ говорили названы чиселъ въ безпорядке: одинъ, два, четыре,
семь, одиннадцать, двенадцать..., друпе неправильно произносили та-
шя названы: сесть, вместо шесть, а остальные правильно и въ по
рядке (только очень тихо, что часто бываетъ съ новичками) произно
сили назвашя чиселъ; но вместо одинъ, все говорили разъ. Пришлось
сказать, что надо говорить не разъ, а одинъ. Это было сделано по
тому, что въ ариеметике слово
разъ
употребляется не въ смысле одинъ
(предмета), а въ смысле одного раза по какому угодно числу, напр.
1, 2, 3... раза по 7, 8... Затемъ пришлось сообщить правильныя
назвашя чиселъ отъ 1 до 10, что не удалось вполне, такъ какъ изъ
10 учениковъ 2 не могли произнести звука ш, а 1 никакъ не могъ
заметить названы всйхъ первыхъ 10 чиселъ по порядку (очень ма-
леньюй новичекъ, который, по его заявление, никогда ничего не счи
тала). После этого ученикамъ было предложено считать такъ: одинъ,
одинъ да одинъ два, два да одинъ три, три да одинъ четыре, четы
ре да одинъ пять на косточкахъ счетовъ и на копейкахъ. Такой счетъ
былъ произведенъ всеми 10 учениками.
Когда были собраны и проверены самостоятельныя работы, то
оказалось, что изъ 10 работъ учениковъ старшаго отделены 5 реше
ны правильно, а остальныя 5 неправильно; а именно, не только не
былъ найденъ ответъ на главный вопросъ, но было видно, что 5 уче
никовъ совсемъ не понимали его; изъ 10 работъ средня го отделены