— 205
больше бываетъ углекислоты въ черноземныхъ почвахъ, где деятельно
происходить разложеше оргаиическихъ веществъ подъ влйниемъ кис
лорода воздуха. Разложенш происходить сильнее, если почва влажна
и нагрета и разрыхлена. Въ почве происходить такимъ образомъ де
ятельное окисленш, подобно тому, какъ это происходить въ животныхъ
и растев1яхъ,— почва живетъ, старается освободиться отъ ненужныхъ
для нея веществъ. Всякш нечистоты животеаго происхождешя, отбро
сы почва энергично окисляетъ, разлагаетъ и превращаете ихъ въ неор-
ганическш соединена, минерализируетъ, утучняя себя этимъ и увели
чивая свою производительность. Это свойство почвы оказываетъ неоце
нимую услугу людямъ: они могли бы задохнуться посреди огромнаго
количества своихъ нечистотъ и отбросовъ. Нерноземъ успешнее всего
минерализируетъ органически вещества, но эта способность всетаки
ограничивается сравнительно узкими пределами. По опыту, установив
шемуся на поляхъ орошешя при сплаве очень разжиженныхъ нечис
тотъ, на обезвреживав^ одного кубическаго объема нечистоте (напр.
сажня— около 20 т. фунтовъ) нуженъ 1 кв. пространства почвы въ
годь (1 кв. саж.). Если нечистотъ выливается больше, почва не въ
состояши справиться съ мияерализащею ихъ и нечистоты подвергаются
гщенш съ обычными послЬдствшми загрязнешя почвы. Вода проточ-
ныхъ рекъ тоже до некоторой степени разлагаетъ нечистоты, но легко
загрязняется и делается вредною для населешя; отъ спуска нечистотъ
въ реки всюду отказываются.
Въ земскихъ шволахъ нашей губернш на отхожы места почти не
обращалось нимашя. Въ 3 8% училищъ отхожихъ места совсемъ нетъ,
нечистоты разбрасываются, въ остальныхъ — едва обгороженный простыя
ямы; ящики встречаются очень редко; редко практикуется и вывозъ
нечистотъ. Всего безвреднее было бы разбрасываше нечистотъ, въ
особенности если принять во внимаше, что часть ихъ уничтожается
собаками, свиньями, но действительнаго разбрасыван!я не бываетъ при
школахъ. Обыкновенно выбираются более укромные уголки около зданья
школы, которые сильно пересыщаются нечистотами и страшно загряз-
няютъ почву около школы. Также загрязняется почва и при существо-
ваши ямъ или неплотныхъ яхциковъ, изъ которыхъ нечистоты частью
вывозятся, потому что жидкш ихъ части, содержалщя огромное коли
чество оргаиическихъ веществъ, всасываются въ почву и гнштъ въ ней.
Очень часто устраиваются подвижныя отхожш места, причемъ напол
ненная нечистотами яма засыпается и выкапывается новая. При такомъ
способе
школьная усадьба прямо превращается въ кладбище; человекъ