—
203
—
даря отсутствие правильно устроенныхъ отхожихъ мЬстъ, г н тщ а я
почва подполья На смену испорченпаго класспаго воздуха, удалякнца-
гося, главнымъ образомъ, черезъ потолокъ, зимою входить въ классъ всего
больше почвеннаго и подпольнаго воздуха черезъ полъ, всего менее
препятствующей этому обману, —условы, просто удручающгя-
Второй причиной, отравляющей воздухъ, является одежда гаколь-
никовъ, грязная, пропитанная массой оргзническихъ веществъ, которыя
гнпотъ въ ней въ тепломъ месте. Къ этому нужно прибавить, что
челов'Ькъ выд'Ьляетъ огромное количество водяного пара въ выдыхаемомъ
воздухе и испарешемъ черезъ кожу. Классный воздухъ до крайности
насыщается водяными парами Деятельность кожи подавляется при
такихъ условкхъ, дыхаше становится еще тяжелее. Противопоставить
этимъ влЬшямъ можио и должно хорошо устроенную вентнляцш. Но
это только благопожелашя. Могутъ сказать: „что за беда, что ученикъ
несколько часовъ проведетъ въ школе въ испорченномъ воздухе?“ Такой
взглядъ неверенъ. Остальное время ученику приходится проводить въ
хате, где услов!я для дыханш не лучше; благодаря влтянш школы
ученикъ просиживаетъ въ хате за книжкой и то время, когда бы онъ
могъ полною грудью вдыхать чистый воздухъ где-либо подальше отъ
жилищъ. Не будь школы, мальчикъ пользовался бы большую часть
дня этимъ воздухомъ и вознаграждалъ бы темъ изъяны въ питанш своего
тела; школа почти совсемъ лпшаетъ его такого благотворваго вл1яшя.
Въ чемъ и какъ можетъ здесь помочь учитель? Зная все вышеизло
женное, учитель долженъ делать перерывы между уроками возможно
больше, не менее V4 часа, и этимъ временемъ пользоваться для вен-
тилящи. Она быстро можетъ освежать воздухъ только при сильномъ
сквозняке. Если есть окна въ иротивоположныхъ стенахъ, нужно от
ворять окна или форточки; если нетъ—наружную дверь и форточки.
Если учитель можетъ влкть, нужно устроить такъ отопление, чтобы по
особымъ каваламъ могъ вступать въ классъ чистый воздухъ снаружи и
удаляться испорченный. Настойчивое исполнена этихъ простыхъ меръ,
часто повторяясь, воспитаютъ въ детяхъ привычку, которая будетъ темъ
прочнее, чемъ чаще дети будутъ самостоятельно устраивать вентиля-
щю въ классе. Желательно, конечно, чтобы эти привычки обусловлены
были теоретическими знашями, для достижееш которыхъ решено хода
тайствовать о томъ, чтобы въ „Книге для чтенъя“ помещались статьи
по гипене. Когда это ходатайство будетъ исполнено, вероятные резуль
таты будутъ больше, пока же не следуетъ отказываться отъ усвоешя
детьми, хотя и механически хорошихъ гипеническихъ привычекъ.