Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  211 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 211 / 308 Next Page
Page Background

203

даря отсутствие правильно устроенныхъ отхожихъ мЬстъ, г н тщ а я

почва подполья На смену испорченпаго класспаго воздуха, удалякнца-

гося, главнымъ образомъ, черезъ потолокъ, зимою входить въ классъ всего

больше почвеннаго и подпольнаго воздуха черезъ полъ, всего менее

препятствующей этому обману, —условы, просто удручающгя-

Второй причиной, отравляющей воздухъ, является одежда гаколь-

никовъ, грязная, пропитанная массой оргзническихъ веществъ, которыя

гнпотъ въ ней въ тепломъ месте. Къ этому нужно прибавить, что

челов'Ькъ выд'Ьляетъ огромное количество водяного пара въ выдыхаемомъ

воздухе и испарешемъ черезъ кожу. Классный воздухъ до крайности

насыщается водяными парами Деятельность кожи подавляется при

такихъ условкхъ, дыхаше становится еще тяжелее. Противопоставить

этимъ влЬшямъ можио и должно хорошо устроенную вентнляцш. Но

это только благопожелашя. Могутъ сказать: „что за беда, что ученикъ

несколько часовъ проведетъ въ школе въ испорченномъ воздухе?“ Такой

взглядъ неверенъ. Остальное время ученику приходится проводить въ

хате, где услов!я для дыханш не лучше; благодаря влтянш школы

ученикъ просиживаетъ въ хате за книжкой и то время, когда бы онъ

могъ полною грудью вдыхать чистый воздухъ где-либо подальше отъ

жилищъ. Не будь школы, мальчикъ пользовался бы большую часть

дня этимъ воздухомъ и вознаграждалъ бы темъ изъяны въ питанш своего

тела; школа почти совсемъ лпшаетъ его такого благотворваго вл1яшя.

Въ чемъ и какъ можетъ здесь помочь учитель? Зная все вышеизло­

женное, учитель долженъ делать перерывы между уроками возможно

больше, не менее V4 часа, и этимъ временемъ пользоваться для вен-

тилящи. Она быстро можетъ освежать воздухъ только при сильномъ

сквозняке. Если есть окна въ иротивоположныхъ стенахъ, нужно от­

ворять окна или форточки; если нетъ—наружную дверь и форточки.

Если учитель можетъ влкть, нужно устроить такъ отопление, чтобы по

особымъ каваламъ могъ вступать въ классъ чистый воздухъ снаружи и

удаляться испорченный. Настойчивое исполнена этихъ простыхъ меръ,

часто повторяясь, воспитаютъ въ детяхъ привычку, которая будетъ темъ

прочнее, чемъ чаще дети будутъ самостоятельно устраивать вентиля-

щю въ классе. Желательно, конечно, чтобы эти привычки обусловлены

были теоретическими знашями, для достижееш которыхъ решено хода­

тайствовать о томъ, чтобы въ „Книге для чтенъя“ помещались статьи

по гипене. Когда это ходатайство будетъ исполнено, вероятные резуль­

таты будутъ больше, пока же не следуетъ отказываться отъ усвоешя

детьми, хотя и механически хорошихъ гипеническихъ привычекъ.