Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  209 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 209 / 308 Next Page
Page Background

2 0

! —

дилось, но прямо напрашивается въ высокой степени вероятное пред­

положите, что оно находится въ зависимости отъ жилищъ съ ихъ зем­

ляными иолами. Beanie отбросы, нечистоты выливаются тутъ же въ

избе на полъ; молодыя животныя, живупця зимою въ хатахъ, своими

испражнешями номогаютъ загрязнение, и почва избы превращается въ

клоаку. Люди, а въ особенности почти не выходяшдя изъ хатъ жен­

щины, дышатъ крайне испорченнымъ воздухомъ, и это можетъ быть

признано одной изъ причинъ усиленной смертности. Устранеше хотя

бы этихъ двухъ причинъ повлшло бы несомненно на уменынеше смерт­

ности, на повышете общаго здоровья, потому что указанныя вредности

вл1яютъ не только на умершихъ, но и на р а з в и т уцел'Ьвшаго насе-

л ет я . При воинскихъ наборахъ все более обнаруживается физическая

слабость среди новобранцевъ, такъ что приходится требовав^ по отно­

шение къ физической крепости доводить до мининума. И, если срав­

нить правила, на основаши которыхъ за границей молодой челов'Ькъ

считается годнымъ для военной службы, съ условшми

npieMa

новобран­

цевъ у насъ, то окажется, что наши солдаты попадаютъ на службу

при значительно уменыпенныхъ требовашяхъ; въ последнее время

пришлось ихъ еще уменьшать въ виду прогрессивно возрастающей фи­

зической слабости. Каковы же должны быть пршмы борьбы съ обна­

ружившимися фактами? Борьба съ нев’Ьжествомъ трудное дело вообще,

и путемъ насилш сделать въ этомъ направлены ничего невозможно;

остается ожидать подъема общаго уровня р а з в и т въ невежественной

массе. На пути этого культурнаго влы т я

стоять

земств врачи и учи­

теля народныхъ школъ. Первые, однакожъ, находятся въ менее выгод-

ныхъ условыхъ для борьбы, потому что врачъ имеетъ дело со взрос­

лыми, закореневшими въ своихъ воззрешяхъ и притомъ время взаим-

наго общешя очень непродолжительно; совсемъ иное школьный учи­

тель: три, четыре года съ детьми, не обладающими стойкостью взрос-

лаго, даютъ надежду на успехъ одной уже продолжительностью этого

срока и постоянствомъ применены гипеническаго режима въ школьной

жизни, введешемъ его въ обиходъ. Поддавшись влытю учителя, каж­

дая школа широко распространить оттуда принесевныя сведены. Вотъ

почему необходимо, чтобы учителя знакомы были съ гипеной; черезъ

молодое, новое поколете вносили въ жизнь и новыя идеи.

Для сегодняшней беседы мы остановимся на воздухе, на одномъ изъ

важнейшихъ школьныхъ недостатковъ—на испорченности воздуха въ

классахъ. Вамъ известно, что человекъ не можетъ жить безъ воз­

духа и дыханы, что для надлежащаго питаны тела имеетъ большое