2 0
! —
дилось, но прямо напрашивается въ высокой степени вероятное пред
положите, что оно находится въ зависимости отъ жилищъ съ ихъ зем
ляными иолами. Beanie отбросы, нечистоты выливаются тутъ же въ
избе на полъ; молодыя животныя, живупця зимою въ хатахъ, своими
испражнешями номогаютъ загрязнение, и почва избы превращается въ
клоаку. Люди, а въ особенности почти не выходяшдя изъ хатъ жен
щины, дышатъ крайне испорченнымъ воздухомъ, и это можетъ быть
признано одной изъ причинъ усиленной смертности. Устранеше хотя
бы этихъ двухъ причинъ повлшло бы несомненно на уменынеше смерт
ности, на повышете общаго здоровья, потому что указанныя вредности
вл1яютъ не только на умершихъ, но и на р а з в и т уцел'Ьвшаго насе-
л ет я . При воинскихъ наборахъ все более обнаруживается физическая
слабость среди новобранцевъ, такъ что приходится требовав^ по отно
шение къ физической крепости доводить до мининума. И, если срав
нить правила, на основаши которыхъ за границей молодой челов'Ькъ
считается годнымъ для военной службы, съ условшми
npieMa
новобран
цевъ у насъ, то окажется, что наши солдаты попадаютъ на службу
при значительно уменыпенныхъ требовашяхъ; въ последнее время
пришлось ихъ еще уменьшать въ виду прогрессивно возрастающей фи
зической слабости. Каковы же должны быть пршмы борьбы съ обна
ружившимися фактами? Борьба съ нев’Ьжествомъ трудное дело вообще,
и путемъ насилш сделать въ этомъ направлены ничего невозможно;
остается ожидать подъема общаго уровня р а з в и т въ невежественной
массе. На пути этого культурнаго влы т я
стоять
земств врачи и учи
теля народныхъ школъ. Первые, однакожъ, находятся въ менее выгод-
ныхъ условыхъ для борьбы, потому что врачъ имеетъ дело со взрос
лыми, закореневшими въ своихъ воззрешяхъ и притомъ время взаим-
наго общешя очень непродолжительно; совсемъ иное школьный учи
тель: три, четыре года съ детьми, не обладающими стойкостью взрос-
лаго, даютъ надежду на успехъ одной уже продолжительностью этого
срока и постоянствомъ применены гипеническаго режима въ школьной
жизни, введешемъ его въ обиходъ. Поддавшись влытю учителя, каж
дая школа широко распространить оттуда принесевныя сведены. Вотъ
почему необходимо, чтобы учителя знакомы были съ гипеной; черезъ
молодое, новое поколете вносили въ жизнь и новыя идеи.
Для сегодняшней беседы мы остановимся на воздухе, на одномъ изъ
важнейшихъ школьныхъ недостатковъ—на испорченности воздуха въ
классахъ. Вамъ известно, что человекъ не можетъ жить безъ воз
духа и дыханы, что для надлежащаго питаны тела имеетъ большое