Лекцш по гииенй В. И. Долженкова,
Л е к ц i я 1- я *).
Совершенно невозможно въ течеше трехъ часовъ, отведенныхъ на
курсахъ для гипены, дать хоть малое общее знакомство съ этой на
укой. Поэтому, не задаваясь этой целью, я остановился на очень огра-
ниченномъ круге вопросовъ школьной гипены, при развиты которыхъ
постараюсь показать, какъ необходимо школьному учителю ознакомиться
съ гипеной, и буду вполне удовлетворен^ если гг. учителя заинтере
суются этой наукой. Пробудить интересъ учителя т!;мъ бол'Ье важно,
что въ настоящее время русское общество вообще и земство въ част
ности усиленно стремятся къ проведение въ жизнь какъ здоровыхъ ги-
пеническихъ поеяНй, такъ и чисто практическихъ пачинанш. Наблю
д а я надъ русской жизнью обнаруживаютъ такю факты, игнорировать
которые невозможно. Къ числу фактовъ этой категорш относится гро
мадная смертность въ Россы, особенно, если сравнить ее съ другими
западно-европейскими странами. Такъ, въ Швецы смертность 17,2 на
1000 населены, у насъ 36:100 0. Смертность поразительна главнымъ
образомъ среди детей грудного возраста и зависитъ всецЬло отъ на-
роднаго невежества и суеверы. ВсЬмъ известно, что русскы кресть
янки-матери начинаютъ прикармливать грудныхъ детей и слишкомъ
рано, и совсемъ несоответственной для возраста пищей. Смертность
нашихъ грудныхъ детей въ крестьянской среде поразительно высока
по сравнешю съ детьми татарскаго населены, живущаго о-бокъ и не
въ лучшихъ матерыльныхъ условыхъ: у татаръ умираетъ 150:1000 детей
до 1 г., русскы семьи теряютъ 400 : 1000. Разница объясняется темъ,
что татарки по корану обязаны кормить детей до 2 летъ только грудью.
Помимо того, на повышены смертности у насъ влыютъ и другы усло-
в1я. Такъ, при изеледованш въ этомъ отношены отдельныхъ местъ въ
Poccin, оонаружены различные интересные факты. Въ Курской губер-
нш, напримТръ, самый оольшои процентъ смертности относится къ
зимнему времени. Точнаго изучены причинъ этого явлены не произво-
. ' 1 Печатаемая зд-Ьсь лекцщ составляютъ только подробный конспектъ читанныхъ лекцш*
кратки положены ихъ подробно развивались передъ слушателями, пояснялись деыонстрацшш!
рисунками.
г
’