202
значеше кислородъ воздуха, но умевынеше количества этого кислорода
до 8% , вместо 20% въ воздухе, человекъ можетъ временно переносить
безъ видимаго вреда, если н’Ьтъ другихъ вредныхъ примесей. Въ жилыхъ
помещеншхъ человекъ самъ портитъ воздухъ и д'Ьлаетъ его негоднымъ
для дыханш. Вдыхаемый кислородъ воздуха играетъ самую деятельную
роль въ обмене веществъ въ организме, окисляетъ жидкости и ткани
и даетъ въ конце концовъ углекислоту и воду. Вместе съ темъ орга-
низмъ выде.чяетъ ядовитыя органпческш вещества. Чистую угольную
кислоту въ воздухе человекъ выносить въ большомъ количестве, по-
гибаетъ же въ закрытомъ помещенш отъ примеси указанныхъ ядови-
тыхъ веществъ, трудно определимыхъ. Мериломъ испорченности воздуха
гииена признаетъ количество углекислоты въ немъ. Въ выдыхаемомъ воз
духе взрослаго человека содержится въ 400 разъ больше углекислоты,
чемъ въ такомъ же объеме окружаюгцаго наружнаго воздуха; въ часъ
выдохнетъ онъ 22,6 литра. Если посадить человека въ комнату въ 40
куб. метровъ, въ которой въ течеше часа обмена воздуха не было, то
черезъ часъ къ 16 литрамъ атмосферной углекислоты, человекъ при
бавить 22.6 литра выдохнутой, следовательно, после часа нребывавш
въ этой комнате углекислоты становится больше количества, допускаемаго
гипеной для жилыхъ помещенш, воздухъ делается вреднымъ. При хо
рошей искусственной вентиляцш воздухъ можетъ обмениваться трижды
въ часъ, на основанш чего вычислено, что и при такихъ хорошихъ
условшхъ въ жилище на каждаго человека необходимо 2% куб. саж.
воздуха или 67,5 куб. ар. При обычной естественной вентиляцш обменъ
воздуха совершается едва одинъ разъ въ часъ. Въ нашей губернш изъ
изследованныхъ 527 школъ только въ 5,88% найдено не менее 11 куб.
арш. на человека, съ чемъ при данвыхъ условшхъ еще можетъ при
мириться гипена, скрепя сердце; въ 33,21% на ученика приходится
5,6 —8,4 куб. арш., въ 4 7 ,8 2% —только 2,8 —5,6 куб. арш, При
такихъ условшхъ, забирая детей въ школу, мы павязываемъ имъ через-
чуръ дурвыя условш для дыханш, а между темъ, стремлеше учить
очень велико, количество школъ увеличивается съ неимоверной быстро
той и параллельно съ этимъ увеличивается стремлеше строить школы
подешевле, т. е. наленькш и съ малымъ размеромъ воздуха на ученика.
Изследовашя школъ въ Москве лучше обставленныхъ показали, что
во время уроковъ количество углекислоты въ классахъ въ 100 —500
разъ больше допускаемаго гигшной. Кроме маленькаго размера класс-
ныхъ помещенш, на ухудшеше воздуха въ школе влшетъ почва, на
которой построена последняя, постоянно загрязняемая учениками, благо-