—
193
—
Ценить и уважать Васъ, такимъ образомъ, мы имели основаше
и не зная Васъ лично, не слыша Вашего увлекательна™ слова. Но
вс'Ьмъ известно, однако, что книга, какимъ бы умнымъ и увлекатель-
нымъ собесгЪдникомъ пи была, она все-таки не можетъ вполне заме
нить живого общешя съ человекомъ, котораго деятельность освещена
высокимъ, гуманпымъ идеаломъ, котораго жизнь богата психическими
опытами и наблгодентями, и авторитета котораго основанъ на такихъ
теоретическихъ и практическихъ результатахъ его общественнаго слу
жена, которыми въ праве гордиться и самый не тщеславный человекъ.
Эту истину мы особенно ясно сознали на вынешнихъ, къ сожаленш,
такъ быстро протевгаихъ, учительскихъ курсахъ. Благодаря просве
тительной заботливости о народномъ образована Курскаго губернскаго
земства, мы имели здесь счастливый и прштный случай видеть руко-
водителемъ педагогическаго дела Васъ, достоуважаемый Дмитрш Ива
нович!! Вы то и есть тотъ именно народный учитель, котораго нред-
ставляетъ себе въ идеале наша школа, и къ которому клонятся са
мый глубокш искреншя наши симпатш. Вдвойне дорого намъ было
видеть въ Васъ не только убежденнаго теоретика-педагога, но и уму-
дреннаго опытомъ практика-учителя. Ваше обращена съ детьми, пол
ное достоинства и простоты, — для насъ давно желанная мечта. Ваше
уменье всему, чемъ Вы занимаете детей, придать живой интересъ, по
учительность и нравственно бытовую окраску у насъ вызывало всегда
удивлеше;
искусство во-время овладеть неустойчивымъ внимашемъ
класса, будить дремлющую мысль ребенка, оказать помощь ученику и
кстати затронуть — то его воображеше, то самолюбш, то пытливый умъ
и доброе детское сердце,— все это служило для насъ высокимъ образ-
цомъ. А Ваши объяснительныя чтены иля беседы нравственно-рели-
гюзнаго характера разве далеки отъ той идеальной ясности, после
довательности, систематичности и глубокой назидательности, которыя
въ равной мере учатъ, воспитываютъ и увлекаютъ какъ малаго,
такъ и стараго. Наконецъ, Ваши увлекательныя и идейно пре
красный беседы обще педагогическаго характера, где Высилою убеж
деннаго проповедника раскрывали принципы и
задачи народнаго
образован^, — разве все это можно вычитать въ какой-либо книге,
и разве это не синтезъ всей современной педагогической мудро
сти и морали, о которыхъ ведать надлежитъ всякому, кому дорога
судьба брата-человека? И нами руководить глубокш нравственный по
буждена открыто и торжественно заявить, что мы увлекались въ рав
ной мере и Вашими словами, и Вашимъ практическимъ деломъ; мы со-