ствевнаго наблюдешя действительности, какимъ обладаютъ дети рус
ской деревни. Пришлось дать иное содержав^ бесЬдамъ, намеченная
картины для описашя и статьи для чтешя заменить другими, а это,
конечно, не могло не отозваться на стройности, связности и последо
вательности всего четырнадцатидневнаго курса.
Открыта курсовъ происходило утромъ 1 шня.
ПослЬ молебствш и р4чи г. наблюдателя Н . П . Дарскаго, объ-
явившаго курсы открытыми, я счелъ полезнымъ потолковать съ со
бравшимися гг. учителями и учительницами о содержав^ и желатель-
номъ характере предстоящихъ заняНй. Прежде всего, я старался вы
яснить свой взглядъ на сущность учебно-воспитательнаго дЬла, кото-
рымъ наполняютъ свою жизнь присутствуют^ , какъ такого
искусства,
въ основу
Teopin
и практики котораго полагаются прочпо установлен-
ныя научвыя данныя о природе человека съ его тЪломъ и душой.
Подводя учебно-воспитательное дело иодъ понятш объ
искусства,
я
указалъ на необходимость органическаго соедипешя въ немъ отвлечен-
ныхъ общечеловеческихъ началъ, обусловливающихъ его разумность и
человечность съ живымъ народнымъ началомъ, обусловливающвмъ его на
родность. Отсюда я перешелъ къопределент той подготовки, какая жела
тельна для практическихъ работниковъ, исполнителей учебно-воспита
тельнаго дела, и той роли, которая принадлежитъ родному языку какъ въ
этой подготовке, такъ и въ школе, какъ учебному предмету. Въ связи
съ этими выяснешями, я наметилъ въ общихъ чертахъ планъ пред-
положенныхъ мною беседъ по учебно-воспитательному делу, а также
старался установить правильное отношенье и къ предполагаемымъ бе-
седамъ, и къ нашимъ практическимъ занятымъ во временной школЬ,
и къ товарищескому обсуждевш этихъ занятш.
Вышесказанныя беседы я задумалъ распределить на две группы:
во-первыхъ, на беседы о техъ общечеловеческихъ основахъ правиль-
наго обучешя, которыми обусловливается его разумность и человеч
ность; во-вторыхъ, беседы о тДхъ занятшхъ, которыя должны вносить
въ дело^живое народное начало, придавая ему народный характеръ.
Къ практическимъ занятшмъ, къ урокамъ въ школе, я предлагалъ
присутствующимъ относиться какъ къ живому матершлу для проверки
и оценки каждымъ собственной работы въ своей школе для самостоя
тельная размышленш о деле, для освежешя, пополвенш и приведена
въ порядокъ своихъ поняпй, идей и нознашй, которыми онъ руковод
ствуется въ работе, и для возбуждена учительская творчества.
Я нредлагалъ смотреть на эта уроки преимущественно, какъ на
почву для размышлешй и выводовъ общая характера, а не для лич-