—
3
чиковъ въ каждомъ отделены. Къ сожаленш, для школы были со
браны дети яродскы, что не вполне соответствовало моимъ предпо-
ложенымъ и действительнымъ потребностямъ курсовъ: хотелось, чтобы
собраны были крестьянская дети, какъ неграмотный для I отделены,
такъ и ученики какой-либо сельской школы для средняго и старшаго
отделены; хотелось, чтобы временная школа была несколько много
люднее и чтобы въ составъ ея вошли мальчики и девочки. Словомъ,
было бы целесообразнее, если бы въ распоряженш курсовъ была
школа, какъ можно более подходящая къ типу действительной зем
ской неродной школы. Сообразно съ этимъ, было намечено мною свое
временно и содержаше уроковъ во временной школе, нри чемъ основ
ными учебными книгами для заняты я выбралъ именно те, какая упо
требляются въ земскихъ школахъ Курской губернш, независимо отъ
ихъ действительная достоинства. Надо признать, что задача курсовъ
и руководителей, между прочимъ, заключается въ томъ, чтобы пока
зать и разъяснить какъ можно практиковать съ пользою для дела и
для учениковъ именно те книги и учебныя пособш, какы имеются
въ распоряженш местнаго учительства. Напримеръ, у русской народ
ной школы, конечно, пока нетъ не только вполне хорошей, но и удо
влетворительной книги для класснаго чтены. Понятно, что курсы не
могутъ создать такой книги, да это и не входить въ ихъ задачу. Но
и между употребляемыми ныне книгами нетъ такой, которая была бы
лишена всякихъ достоивствъ, по которой невозможно заниматься съ
хорошими результатами.
Дею не столько въ книге, сколько въ учителе, который часто
оживляетъ для детей книгу посредственную и мертвить хорошую. Ни
какая книга не заменить умелая и любящая свое дело учителя. За
то дети обоихъ старшихъ отделешй въ нашей школе, ученики одной
изъ городскихъ курскихъ школъ, оказались хорошо подготовленными,
особенно дети средняго отделены. Въ составе младшая отделены
одинъ мальчикъ былъ слишкомъ малъ и одинъ мало способенъ. Въ
общемъ, школа производила хорошее впечатлены; заниматься въ ней
было легко и весело. Но чисто яродскы поняты и привычки детей,
довольно резко отличающы ихъ отъ детей деревенскихъ, въ зависи
мости отъ различы умственная кругозора и образа жизни, потребовали
значительпыхъ изменены въ содержаHiи уроковъ, которое было подго
товлено мною, особенно въ содержаши наглядныхъ беседъ и чтены.
Понятно, что у городскихъ детей не могло быть того запаса живыхъ
воспрыты и представлены, вынесенныхъ изъ жизни, изъ непосред-