Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  38 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 38 / 70 Next Page
Page Background

3 6

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗР'ВШЕ.

имя и эпизоды про Александра второго, довольно часто попадаются

въ п'Ьсняхъ, особенно военнаго, воинственнаго характера -1).

Присутствш этого стиха, несомненно еще более искаженнаго

въ устной передаче певца, которому довольно чужда самая обста­

новка события, который часто не понималъ словъ своего оригинала

(горноты—гранаты, телеграмъ и т. п.)—присутствщ его въ репер­

туаре нашего певца во всякомъ случае не лишено значенш для

заключешй о состоянщ народной песни въ настоящее время: онъ

еще более, нежели песня про бому и Ерему, подчеркиваетъ

отмеченное мною изменена во вкусахъ народа и самого певца; а

форма этого стиха даетъ указа ше на успехи, которые делаетъ

риемованная поэзш въ массе.

Обращаюсь, наконецъ, къ характеристике формы духовныхъ

стиховъ въ современномъ ихъ виде; имея въ виду сделанныя

мною выше сравнительныя наблюдения надъ былиной и духовнымъ

стихомъ вообще, мы можемъ точнее и полнее характеризовать

и наши стихи, судить по нимъ о томъ шаге, который сделалъ

духовный стихъ нашего времени сравнительно со стихомъ недав-

няго прошлаго, именно въ измененш формы, а отчасти и въ со­

держании, поскольку это последнее зависитъ отъ первой. Если

Артамоновъ, какъ я сказалъ раньше, твердо знаетъ текста сво-

ихъ стиховъ, то это значить только то, что онъ поетъ уве­

ренно, не колеблясь ставить то или другое выражение, тотъ или

другой стихъ; но это, конечно, свидетельствуетъ только объ его

памяти, а отнюдь не о сознательномъ отношенш къ содержанш

стиха; въ этомъ именно отношенш у него замечается недочета;

видна часто машинальная передача затверженнаго, слишкомъ

подчасъ слабое внимаше къ смыслу сказываемаго; более, повидй-

мому, его привлекаетъ музыкальная сторона самого стиха, глав-

нымъ образомъ созвучш—риома. Пристраспе къ ней у него явно;

не даромъ въ его репертуаре фигурируете риемованная песня

бъ Александре I]. Если безсозвательное повторен]е усвоеинаго

памятью (такъ-молъ—въ песне поется) не чуждо даже былиннымъ

певцамъ, что замечено было уже Гильфердингомъ 2), то во вено

а) Навр., въ „Великоруескихъ пЬсаяхъ“ проф.

А . И. Соболевстго

, VI,

№ 98) въ первомъ изъ Оытяпекихъ сборниковъ, стр. 80, 147, 149, во вто-

ромъ, № 98 и др.

2) I, 158, 160, 215 првмЪчаше, 247.