3 8
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗР'ВШЕ,
если онъ употребляетъ форму: „возглаголуилъи(иначе: „возглаголуе",
„возглаголуи1), то случаи эти сравнительно будутъ не часты;
риома же также пробивается преимущественно въ случаяхъ, ана-
логичныхъ т'Ьмъ, которые мы могли отметить далее въ былине.
Если асе мы обратимъ внимание на позднш и при томъ лирически}
стихъ „Царю Христе44, то найдемъ вместо нравильнаго и понят-
наго по смыслу „какъ бы намъ Христа поймать1 (Безсоновъ, Л»372)—
„испознатьа, a после стиха:
За сребрённики продалъ Христа,
имеющее мало отношенья къ разсказываемому, взятое, кажется,
изъ иного стиха:
Онъ лишился свово царства,
и совершенно непонятное по связи:
Не имейте вы царей много,
Поймайте вы царя однбго.
Въ стихе „Родъ еврейсюй" начало—заглавие—переделано въ
двустиппе, безъ малейшей связи съ последующимъ:
Родъ еврейскШ сотворенный,
Отъ Христа было явлете,
при чемъ еще послгЬдтя два слова считаются риемой. Въ томъ
же стихе ради риемы вставляется стихъ:
(Пилатъ руци унываетъ)
Пилы въ руци задаваетъ, и дал4е.‘
Повел’Влъ (повидимому, Пилатъ), вЬнецъ отверзати,
(Страстей Богу задавати)—
и слово „отверзати" и весь стихъ явились только для риемы съ
последующимъ.
Что указанный явлешя не представляютъ индивидуальности
нашего цевца, это видно изъ того, что тоже самое мы отмечаемъ
у другихъ певцовъ, особенно намъ современныхъ: таковы записи,
приведенный въ „Живой Старине41 (1900, III.): стихи стараго типа—
безъ риемы и сравнительно исправны. (Алексей, Божш человекъ,
изъ Смоленской губ., Юхновск. у., и Московск. губ., Серпуховск. у.),
Голуоиная книга (Серпух, у.), лирическш же стихи „Подоконные"
(Серп, у.) уже съ риемой и путаницей Ц.
!)
То же отагЬтилъ и П. И. ЖитецкШ (у.с.,стр. 3—9) по отношенш къ
думамъ: вь угоду рием* являются невозможный «ормы словъ.