Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  40 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 40 / 70 Next Page
Page Background

3 8

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗР'ВШЕ,

если онъ употребляетъ форму: „возглаголуилъи(иначе: „возглаголуе",

„возглаголуи1), то случаи эти сравнительно будутъ не часты;

риома же также пробивается преимущественно въ случаяхъ, ана-

логичныхъ т'Ьмъ, которые мы могли отметить далее въ былине.

Если асе мы обратимъ внимание на позднш и при томъ лирически}

стихъ „Царю Христе44, то найдемъ вместо нравильнаго и понят-

наго по смыслу „какъ бы намъ Христа поймать1 (Безсоновъ, Л»372)—

„испознатьа, a после стиха:

За сребрённики продалъ Христа,

имеющее мало отношенья къ разсказываемому, взятое, кажется,

изъ иного стиха:

Онъ лишился свово царства,

и совершенно непонятное по связи:

Не имейте вы царей много,

Поймайте вы царя однбго.

Въ стихе „Родъ еврейсюй" начало—заглавие—переделано въ

двустиппе, безъ малейшей связи съ последующимъ:

Родъ еврейскШ сотворенный,

Отъ Христа было явлете,

при чемъ еще послгЬдтя два слова считаются риемой. Въ томъ

же стихе ради риемы вставляется стихъ:

(Пилатъ руци унываетъ)

Пилы въ руци задаваетъ, и дал4е.‘

Повел’Влъ (повидимому, Пилатъ), вЬнецъ отверзати,

(Страстей Богу задавати)—

и слово „отверзати" и весь стихъ явились только для риемы съ

последующимъ.

Что указанный явлешя не представляютъ индивидуальности

нашего цевца, это видно изъ того, что тоже самое мы отмечаемъ

у другихъ певцовъ, особенно намъ современныхъ: таковы записи,

приведенный въ „Живой Старине41 (1900, III.): стихи стараго типа—

безъ риемы и сравнительно исправны. (Алексей, Божш человекъ,

изъ Смоленской губ., Юхновск. у., и Московск. губ., Серпуховск. у.),

Голуоиная книга (Серпух, у.), лирическш же стихи „Подоконные"

(Серп, у.) уже съ риемой и путаницей Ц.

!)

То же отагЬтилъ и П. И. ЖитецкШ (у.с.,стр. 3—9) по отношенш къ

думамъ: вь угоду рием* являются невозможный «ормы словъ.