Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  39 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 70 Next Page
Page Background

ДУХОВНЫЕ СТИХИ ИЗЪ КУРСКОЙ ГУБ.

37

комъ случай въ ней явлеше это но частое, у насъ лее, въ ду-

ховномъ стихе, въ частности у Артамонова, это явлеше не рйд-

ко; тутъ оказываетъ влшше съ одной стороны самый языкъ

стиха, который, въ силу его происхождешя, не будетъ столь

близкимъ къ живому, какъ въ былине, а съ другой стороны

тяготЬше къ риоий; целый рядъ славянизмовъ (разумеется,

большею частью въ искаженш), составляющихъ принадлежность

поздняго стиха, по его связи со славянскими дерковнымъ и лите­

ратурными языкомъ его источника, передается певцомъ далеко

не сознательно, полусознательно; чймъ сильнее пробиваетъ риема,

тймъ болйе въ стихе путаницы, нескладицы. Въ угоду риеме

Артамоновъ часто даже вставляетъ строки, по смыслу не связанный

съ предыдущими, часто взятыя, можетъ-быть, изъ иного стиха.

Старые же стихи, где и риема не такъ пробивается, где и сла­

вянизмы (говоря вообще—церковнаго тона) меньше, меньше и иека-

женш и путаницы—доказательство того, что существуетъ указанная

мною связь между содержашемъ и риомой. Продолжая наше наблю­

дете, мы можемъ и расширить его: стихъ по типу старшш—съ

иреобладашемъ повествовательнаго элемента—меньше тяготеетъ

къ риоме, нежели стихъ лиричесшй, позднш; содержант стиха

повествовательнаго яснее въ сознаши певца, чемъ лирическаго:

въ этомъ последнемъ настроеше беретъ верхъ надъ содержашемъ,

почему и ближе въ сознанш невца къ представление о певучести,музы­

кальности стиха; т.-е. лирика въ его представивши больше ийте,

нежели повествовате, почему внимате при лирической песий больше

приковано къ музыкальной стороне стиха, т.-е. къ форме, въ

данномъ случай риеме, неясели къ его содержание.

Такъ, на почве исторш нашей поэзш, где эпосъ уступаете

постепенно лирике, и на почве психолопи я объясняю себе сравни­

тельную исправность „эпическихъ“ стиховъ нашего певца передъ

его „лирическими1 стихами. Если въ стихе объ Егорш, певецъ

иодъ влгяшемъ тяготенья къ риоме поставилъ непонятное „солилося“

въ стихахъ:

Ничаво Ягорш не врадилося

Ягорьево тЪло содилося ') .

7) См. стихи 43—44, 52—53, 66—67.; это слово разъ произносилось: —

„солилося", другой разъ:—„солЬлося1, тремй:—„солядося“.