Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  27 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 70 Next Page
Page Background

ДУХОВНЫЕ СТИХИ ИЗЪ КУРСКОЙ ГУБ.

25

новеллу, а калика знаетъ также иногда и былины, нисколько окра­

шивая ихъ чертами своей профессии. Здйсь калика, впрочемъ, ни­

сколько ригористичнее, какъ мы видели, былиннаго сказителя

(Фепоновъ, см. выше): причина этого въ томъ, что калика еще

сохраняетъ черты профессшнальнаго певца, сказитель же былины

уже пересталъ имъ быть. Наконецъ, и на севере, где калика

имеетъ въ своемъ распоряжении былинный матертлъ для расши­

рены! своего репертуара по требований вкусовъ современныхъ ему

слушателей, расширении это происходить въ ту же сторону, что

и у южнаго калики, былинъ не знающаго: онъ въ число своихъ

задачъ включилъ уже и забаву слушателей и, хотя неохотно,

внесъ въ репертуаръ уже шуточныя произведении калика Фепо­

новъ, певшш духовные стихи и былины, такъ же какъ его учи­

тель Мещаниновъ, поетъ веселый „небылицы" (Гильфердингъ, I,

456, прим.; ср. В. Миллеръ, Оч., 35), а также шуточную сати­

рическую „поэму“ Птицы (№ 62); пйвецъ былинъ Завалъ (Гиль­

фердингъ, III, 473—474) знаетъ только двй былины, а больше

сказокъ, шутливыхъ повйстишекъ, а въ

числй

ихъ и „Большого

Быкаа (№ 303); челов-Ькъ это бывалый, исколесившш чуть не всю

Россш , стало быть, до известной степени не представитель только

мйстныхъ узкихъ вкусовъ. Нашъ Артамонову какъ мы это уже

вид-йли, также, несмотря на свое каличество, невольно расширилъ

свой репертуаръ въ ту же сторону, распйвая Камаринскую и 0ому

съ Еремой. Ясно, что въ настоящее время потребность въ народ­

ной пйснй, преимущественно шутливаго, забавнаго характера, мо-

жетъ считаться общераспространенной: отъ пйснп требують не

только утйхи въ старинномъ смыслй этого слова, но и веселой

забавы, потйхи. Ботъ и съ другой стороны мы приходить къ

тйиъ же наблюдешямъ, какш мы получили и раньше, па основа­

нии непосредственныхъ наблюдешй надъ исполяителемъ духовнаго

стиха: репертуаръ и содержаше былинъ и духовныхъ стиховъ

даютъ намъ одинаковыя показания. Такимъ образомъ, какъ бы­

лину приходится считать у современныхъ исполнителей выраже-

шемъ старой традицш, а историческую и шутливую пйсню отно­

сить къ младшей традицш и современности, точно также и ду ­

ховный стихъ современна™ калики— остатокъ старой профессю-

нальной традицш, а его Mipcmn пйснй уже искажение этой тра­

дицш. Поэтому мы въ.нашемъ изучении современной каличьей