ДУХОВНЫЕ СТИХИ ИЗЪ КУРСКОЙ ГУБ.
25
новеллу, а калика знаетъ также иногда и былины, нисколько окра
шивая ихъ чертами своей профессии. Здйсь калика, впрочемъ, ни
сколько ригористичнее, какъ мы видели, былиннаго сказителя
(Фепоновъ, см. выше): причина этого въ томъ, что калика еще
сохраняетъ черты профессшнальнаго певца, сказитель же былины
уже пересталъ имъ быть. Наконецъ, и на севере, где калика
имеетъ въ своемъ распоряжении былинный матертлъ для расши
рены! своего репертуара по требований вкусовъ современныхъ ему
слушателей, расширении это происходить въ ту же сторону, что
и у южнаго калики, былинъ не знающаго: онъ въ число своихъ
задачъ включилъ уже и забаву слушателей и, хотя неохотно,
внесъ въ репертуаръ уже шуточныя произведении калика Фепо
новъ, певшш духовные стихи и былины, такъ же какъ его учи
тель Мещаниновъ, поетъ веселый „небылицы" (Гильфердингъ, I,
456, прим.; ср. В. Миллеръ, Оч., 35), а также шуточную сати
рическую „поэму“ Птицы (№ 62); пйвецъ былинъ Завалъ (Гиль
фердингъ, III, 473—474) знаетъ только двй былины, а больше
сказокъ, шутливыхъ повйстишекъ, а въ
числй
ихъ и „Большого
Быкаа (№ 303); челов-Ькъ это бывалый, исколесившш чуть не всю
Россш , стало быть, до известной степени не представитель только
мйстныхъ узкихъ вкусовъ. Нашъ Артамонову какъ мы это уже
вид-йли, также, несмотря на свое каличество, невольно расширилъ
свой репертуаръ въ ту же сторону, распйвая Камаринскую и 0ому
съ Еремой. Ясно, что въ настоящее время потребность въ народ
ной пйснй, преимущественно шутливаго, забавнаго характера, мо-
жетъ считаться общераспространенной: отъ пйснп требують не
только утйхи въ старинномъ смыслй этого слова, но и веселой
забавы, потйхи. Ботъ и съ другой стороны мы приходить къ
тйиъ же наблюдешямъ, какш мы получили и раньше, па основа
нии непосредственныхъ наблюдешй надъ исполяителемъ духовнаго
стиха: репертуаръ и содержаше былинъ и духовныхъ стиховъ
даютъ намъ одинаковыя показания. Такимъ образомъ, какъ бы
лину приходится считать у современныхъ исполнителей выраже-
шемъ старой традицш, а историческую и шутливую пйсню отно
сить къ младшей традицш и современности, точно также и ду
ховный стихъ современна™ калики— остатокъ старой профессю-
нальной традицш, а его Mipcmn пйснй уже искажение этой тра
дицш. Поэтому мы въ.нашемъ изучении современной каличьей