Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  26 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 26 / 70 Next Page
Page Background

24

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗР'ВШЕ.

нашъ кантъ и псальма а) также въ отличш отъ стараго стиха,

построеннаго на манеръ старой былины (наир., стихъ о Оеодор’Ь

Тирон'Ь), и въ народной передаче сохраняетъ короткш стихъ,

какъ и большинство духовпыхъ стиховъ народнаго происхождения

нредпочитаютъ стихъ более короткш, нежели былинный.

Все сказанное до сихъ поръ о риоме и форме стиха въ бы­

лине и духовномъ стихъ заставляешь еще разъ считать духовный

стихъ и поздшшо „старинку" одинаково поздними по происхож­

дение, т. е. связать и форму стиха и объемъ ихъ съ позднимъ

временемъ и изм4знешемъ литературныхъ вкусовъ * 2). Съ другой

стороны, отсюда же следуешь, что, если форма стиха, въ частно-

ности его короткость и стремлеше къ созвучпшъ, едва-ли могутъ

быть и для „старины1 и для духовнаго стиха возводимы къ одному

источнику непосредственно: въ былине это стремлеше объясняется

влшшемъ книжной поэзш черезъ посредство народнаго созвучш и

спещалиста по народной поэзш, въ духовномъ стихе непосред­

ственно переходомъ канта и псальмы; въ менее книжныхъ сти-

хахъ отношеше къ народной былине будетъ т. о. теснее. Такимъ

образомъ, если аналоия, намеченная нами выше, и есть, то объ­

яснена ея для каждой группы—былины и стиха—будетъ не одно

и то же, а будетъ обобщаться только на почве

общаго

источника,

которымъ каждая группа воспользовалась иначе: аналоия будетъ

указывать на общее изменена вкуса въ позднее время XVII—

XVIII века.

Я умышленно остановился на форме и объеме духовнаго стиха

и былины: сравнеше ихъ даетъ, какъ видимъ, матершлъ для

ихъ псторш при взаимномъ ихъ сопоставлении и оправдываетъ

мысль, что эта связь между ними есть и на деле въ уеловпзхъ

времени, когда возникала поздняя былина и духовный стихъ. А

это и внешнимъ образомъ подтверждается темъ, что, не разде­

ляя строго обе области поэзш въ своемъ сознанш, певецъ бы-

липъ объединяешь въ своемъ репертуаре иногда и духовный стихъ,

особенно былино-обравный, и настоящую богатырскую былину и

Г) Подробнее см.

П. И. Житецкгй.

Мысли о малорусской дум* (К’евъ

1893), стр. 160 и сл.

2) Сказанное справедливо будетъ относительно поздней исторической мало-

русской имени—думы, См.

Житецкт,

у, с., стр. 3 и сл-Ьд.