22
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЪШЕ.
Въ самой старине то же стремлеше:
21: Да не Ьдъ ли онъ да ни утятинки,
Да не Ьдъ ли онъ да ни лебедятинкм
Захот^лъ пометь ур о сю й телятинки.
Въ варьянте (№ 303) еще чаще:
35. Да какъ саыъ то похаживаёгь.
Да какъ самъ то покрякиваётъ,
Бородой то потряхиваётъ,
Да какъ самъ выговариваётъ.
о . ................... ...
46. Да онъ часто по Волги ходйлъ
Да онъ много-то сёлъ тамъ гро-
милъ
Да тЬиъ и голову кормидъ,
54. Да какъ онъ воръ догадливъ былъ
Быку липовы лапотци обудъ,
Наперёдъ онъ пятами повернудъ
Да какъ быка-то увёлъ
Да завелъ быка въ рощицу,
Привязалъ быка къ деревцу.
Да какъ самъ то похаживаётъ,
Да какъ самъ приговариваётъ
— Да какъ кто-то быка-то увёлъ,
— Да и тотъ-то безвестно ушелъ,
— Да какъ кто съ быка кожу сдерётъ
— Да и тотъ концомъ пропадётъ.
Да какъ былъ то Алёша ыясникъ,
Да у него кулаки мяены,
Да у него клепики востры.
Да какъ ткнулъ.быка палкой въ лобъ
Да какъ ткнулъ кдепикомЪ'ТО въ бокъ...
Говорить объ этихъ измененшхъ въ стиле старинной былины,
какъ о результате прямого влшяш книжкой риемованяой поэзш
(что вполне уместно въ духовномъ стихе), въ данномъ случай
едва ли можно. Какъ видно изъ приведенныхъ примеровъ, стрем-
леше къ созвучшмъ въ конце стиха характеризуетъ преимуще
ственно песню уже иного пошиба—шуточную, сатирическую, сла
бее историческую, еще слабее былину. Въ этой последней, кроме
указаннаго выше примера „эпической тавтологша, можно заме
тить некоторую наклонность къ созвучшмъ въ „зачинахъа и
концахъ былинъ, где зачинъ или конецъ этотъ носитъ прибау-
точный характеръ (ср. Вс. Миллеръ, Очерки, 34— 35) наир., въ
былине о Батыге (№ 60, 18).
Толстобрюхи бабенки Лёмшозёрочки,
Ай пучеглазыя бабенки Пошозёрочки,
Ай Дунай, Дунай, Дунай,
Да бол® пЬть впередъ не знай.
Эти прибаутки по своему характеру, отразившемуся въ иныхъ
случаяхъ и на самой былине, ведутъ свое происхождеше отъ
когда то существовавшихъ спецтлистовъ въ обработке былинъ—
веселыхъ людей-скомороховъ (Миллеръ В с., Очерки, 52). Люди