Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  24 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 24 / 70 Next Page
Page Background

22

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЪШЕ.

Въ самой старине то же стремлеше:

21: Да не Ьдъ ли онъ да ни утятинки,

Да не Ьдъ ли онъ да ни лебедятинкм

Захот^лъ пометь ур о сю й телятинки.

Въ варьянте (№ 303) еще чаще:

35. Да какъ саыъ то похаживаёгь.

Да какъ самъ то покрякиваётъ,

Бородой то потряхиваётъ,

Да какъ самъ выговариваётъ.

о . ................... ...

46. Да онъ часто по Волги ходйлъ

Да онъ много-то сёлъ тамъ гро-

милъ

Да тЬиъ и голову кормидъ,

54. Да какъ онъ воръ догадливъ былъ

Быку липовы лапотци обудъ,

Наперёдъ онъ пятами повернудъ

Да какъ быка-то увёлъ

Да завелъ быка въ рощицу,

Привязалъ быка къ деревцу.

Да какъ самъ то похаживаётъ,

Да какъ самъ приговариваётъ

— Да какъ кто-то быка-то увёлъ,

— Да и тотъ-то безвестно ушелъ,

— Да какъ кто съ быка кожу сдерётъ

— Да и тотъ концомъ пропадётъ.

Да какъ былъ то Алёша ыясникъ,

Да у него кулаки мяены,

Да у него клепики востры.

Да какъ ткнулъ.быка палкой въ лобъ

Да какъ ткнулъ кдепикомЪ'ТО въ бокъ...

Говорить объ этихъ измененшхъ въ стиле старинной былины,

какъ о результате прямого влшяш книжкой риемованяой поэзш

(что вполне уместно въ духовномъ стихе), въ данномъ случай

едва ли можно. Какъ видно изъ приведенныхъ примеровъ, стрем-

леше къ созвучшмъ въ конце стиха характеризуетъ преимуще­

ственно песню уже иного пошиба—шуточную, сатирическую, сла­

бее историческую, еще слабее былину. Въ этой последней, кроме

указаннаго выше примера „эпической тавтологша, можно заме­

тить некоторую наклонность къ созвучшмъ въ „зачинахъа и

концахъ былинъ, где зачинъ или конецъ этотъ носитъ прибау-

точный характеръ (ср. Вс. Миллеръ, Очерки, 34— 35) наир., въ

былине о Батыге (№ 60, 18).

Толстобрюхи бабенки Лёмшозёрочки,

Ай пучеглазыя бабенки Пошозёрочки,

Ай Дунай, Дунай, Дунай,

Да бол® пЬть впередъ не знай.

Эти прибаутки по своему характеру, отразившемуся въ иныхъ

случаяхъ и на самой былине, ведутъ свое происхождеше отъ

когда то существовавшихъ спецтлистовъ въ обработке былинъ—

веселыхъ людей-скомороховъ (Миллеръ В с., Очерки, 52). Люди