Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  21 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 21 / 70 Next Page
Page Background

ДУХОВНЫЕ СТИХИ ИЗЪ КУРСКОЙ ГУБ.

19

нить не только славянизмы условнаго школьнаго языка стихотворетя;

но и риему, хотя, разумеется, далеко не последовательно, напр.

Жиды совЬтъ сотворяли

И ко смерти Его предати.

И они думали-гадали,

1уда жидамъ и тёчилъ,

И хотятъ Христа-Бога поймати, Да с.амъ и прор'Ьчидъ и т. д. 1)

Это же влшвпэ книжной риемованной поэзш, которое можетъ

быть понятно въ духовномъ стихе, тесно связанномъ съ книжной

литературой и возникавшемъ преимущественно въ связи со школой,

это же явлете находимъ и на севере, где школьная лирика да­

леко не могла такъ далеко простирать свое влыше, какъ южнее,

и въ исторической песне, которую поетъ тотъ же сказитель, что

и старую былину; если здесь мы найдемъ еще меньше последо­

вательности въ стремленш къ риеме, то во всякомъ случае должны

будемъ заметить, что тяготите къ созвучно въ конце стиха, весьма

близкому уже къ риоме, чемъ позднее, темъ становится заметнее;

его не чужда и старая былина, но здесь она не бросается такъ

въ глаза, и примеры его довольно ограниченны, не пестрятъ такъ

былину, какъ въ более позднихъ „старинкахъ4; это большею

частью „эпическая14 тавтолопя, усиливающая, какъ повторены съ

неболынимъ новымъ оттенкомъ, первый членъ повторены; напр.

126. Тутъ то Добрыня закручинился, Онъ пов'Ьсилъ голову самой зеви.

Тутъ то Добрыня запечалился.

Подходитъ къ ему родна матушка,

Онъ приходить Добрыня восвой Она стала Добрынюшку выспрашивати

какъ домъ,

Она стада Добрынюшку вывЬдывати:

Онъ садился на брусову нову „О чемъ ты, Добрышошка, кручинишься*

лавочку,

„О чемъ ты, Добрывюшка, печалишься?'

Ответь держалъ Добрыня къ родной матушке:

— Не объ чёмъ я Добрыня не кручинюся

— Не объ чёмъ я Добрыня не печалуюсь.

— Только дай-ко мпЬ-ка, матушка, прощеньицо

140. — Только дай-ко мн® благословеньицо...

ГильФердингъ (№ 64).

Далее въ той же былине мы не найдемъ уже такой группи­

ровки созвучш въ конце. Если же мы возьмемъ позднюю былину

или песню, то, кроме иного построены стиха, уже более корот-

каго, нежели въ старой былине, заметимъ тяготение къ созвучнымъ

1) Кальки, IV, 199 (№ 372).

2’