243
Александра Лаухина-Холтобина
ские звонкие голоса, благотворно действовали на настроение и
самочувствие.
И вот новая школа. Будто гостья из большого города, так
она выделяется на фоне обычных обоянских домишек. Мы да-
же примирились с некоторым сокращением зеленой зоны,
оно оправдано. Но почему оставшаяся ее часть брошена на
произвол судьбы? Какие уж там соловьи, если вокруг такой
беспорядок.
Старое здание школы в самом плачевном, заброшенном со-
стоянии. Идут какие-то переделки, каждый перестраивает на
свой лад, разрушаются архитектурные дополнения. А вид ста-
ринного здания ухудшается с каждым днем. Что же так плохо
заботятся о нем новые хозяева? А ведь именно здесь была по-
ставлена первая сторожевая вышка от набегов татар. Позднее
в здании школы размешались РОНО, работал Якуб Колас,
много лет директорствовал уважаемый человек Дмитрий Ни-
китич Пронин. И каким бы старым ни было это здание, в быт-
ность школы в нем и вокруг него поддерживался порядок. Со-
гласна с краеведом П. Кравцовым, что этот исторический уго-
лок Обояни нельзя оставить без внимания.
Заодно стоит, наверное, упомянуть и о древних логах, кото-
рые по-своему живописны и нисколько не портят зеленой ар-
хитектуры города. Это лесистый лог, протянувшийся от шко-
лы глухих детей до самого стадиона. Еще недавно он был чис-
тым и нарядным, без свалок с обеих сторон. Выходить через
него по мостику к улице Шмидта было одно удовольствие. Из
глубины ложка поднимались стройные тополя, а на дне его
постоянно блестело небольшое озерцо.
Среднюю часть мы называли Гранкиным логом по имени
человека, вырастившего там сад. Долго и много трудился он на
неудобье этого оврага. Его жизни не хватило на завершение
благородной мечты, но такому трудолюбию и терпению стои-
ло бы поучиться.
Правда, в своей романтике он не был одинок. На другом
конце лога трудился его, так сказать, единомышленник Смир-
нов. Построив в сторонке дом, он взялся за озеленение и вы-
растил целую рощу. Сам был и лесником, и сторожем, сам по
242
Александра Лаухина-Холтобина
да. Куда девались? Сначала революция, потом война, наконец,
так называемая, цивилизация, от которой больше всего стра-
дает зеленый наряд нашего города. Обидно, что люди испокон
веков заботились о природе, а мы выходит, невольно способ-
ствуем только ее уничтожению. Почему? В той же стороне,
только в самом низу есть старый колодец. Неподалеку - дом
Буниных, по которому и колодец называют Бунинским. Рань-
ше до установки колонок, весь наш край пил его целебную
ключевую воду. Кажется, о нем сказано: "Зачерпнешь воды -
не вода в горсти, а блестящие драгоценности". Подъем на
длинную, довольно крутую гору с полными ведрами возна-
граждался видом неописуемой красоты.
Рядом с колодцем, под самой горкой, прямо на лугу стояла
небольшая рощица из разных деревьев. По-моему, никто ее не
сажал, а сформировала ее сама природа, настолько удивитель-
но красиво располагалась в ней кронная зелень. Росли там вы-
соченные ракиты, под ними - деревья пониже, не претендую-
щие на высоту, еще ниже царствовала густая ольха, а в самом
низу приютились кустарники. Получалось несколько ярусов
зелени, каждый со своей формой и оттенком. Вблизи рощица
походила на выставку кружев всевозможных узоров, а издали
напоминала огромное парусное судно, оставшиеся с тех дале-
ких глубин истории, когда здесь пролегало морское дно.
Долго бы этой рощице радовать людские сердца, если бы не
поселился там еще один домовладелец. Как пришло в голову
этому "любителю природы" прилепиться на таком, казалось
бы, зыбком и неподходящем месте по соседству с нашей лю-
бимицей? Кто дал ему на это разрешение? И это, с позволения
сказать "Ласточкино гнездо" с его подворьем, скотиной и пти-
цей и всем от них исходящим лишило нас прекрасного вида.
Стоило ли из-за привередливости одного человека губить не-
повторимое творение природы?
А разве не райским уголком была для нас всегда территория
старой школы: парк, ухоженный огород, яблоневый сад,
школьная роща, куда ранней весной прилетали первые соло-
вьи! Помнятся прогулки там в любое время года. Удаленность от
жилых домов, покой, тишина, в которую вливаются лишь дет-