ДУХОВНЫЕ СТИХИ ИЗЪ КУРСКОЙ ГУБ.
7
CKift
элементъ, нрисущы стиху, даюшдй ему окраску „болсествен-
нагоа, присутствуешь и у нашего певца, но мало и, кроме того,
имъ уже не сознается: отсюда путаница и коверканье славяниз-
мовъ. Книжный синтаксисъ стиховъ также не сознательный, а
потому путаный. Что касается только что отм’Ьченныхъ недостат-
ковъ по части грамматическихъ формъ, путаницы падежей въ
речи, то она оказывается сильнее, когда стихъ поется, и вообще
въ стихе нежели въ разговорной речи: ясно, что процесеъ пе
ны, стремлете сохранить ритмическую форму стиха отчасти отвле
каешь внимаше отъ соблюдены грамматической правильности. Это
особенно часто совпадаетъ съ теми окончаными, которыя въ му
зыке протягиваются.. Въ разговоре же р^зкаго смешены падежей,
которое отм-Ьчаотъ въ обоянскомъ говори В. И. Р'Ьзановъ (Р. Ф.
В. 1897, стр. 36, отд. отт.), не замечается. Что на смешете формъ
оказываютъ влыню именно указанный причины, видно изъ того,
что и въ былинахъ севера наблюдается подобное же явлеше (напр.
по текстамъ Гильфердинга), хотя и въ менынихъ размйрахъ, при
чина чего, повидимому, въ томъ, что былина поется речитати-
вомъ и что языкъ былины более народный, близки къ лшвому,
нелсели языкъ духовнаго стиха, окрашеннаго колоритомъ стараго
литературнаго, славяно-русскаго языка, источника самого стиха,
а потому и бол4е чуждый живой речи. Эту разницу въ фонетике
въ пеши и речи отмечали и друпе собиратели 1). Остальныя под
робности говора отмечены мною въ самыхъ стихахъ.
Если добавить еще одну мелочь, именно учасие поводыря при
пены, то, кажется, я сообщилъ все внешшя условы, какая могъ
заметить: мальчики, конечно, разучившш невольно вследствш сво
ей роли поводыря, отчасти стихи своего слепца, при запинке по-
следняго или подталкиваетъ его со словами: „ну, пой лее, чего
сталь?11, или самъ ему подсказываетъ.—Еще наглядный образчикъ
традищонной передачи стиха.
Не решаясь обобщать целикомъ частный случай, каковъ не
сомненно наблюденный мною, я бы хошйлъ отметить, подчеркнуть
некоторый частности, имея въ виду друпе случаи и обшдя наблю
дены надъ жизнью народной песни со стороны ея modns’a vivendi.
Эти обшдя наблюдены отчасти подтверждаются и нашими слу-
1) См. „Живая Старина*, 1900, III, 435.