Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 70 Next Page
Page Background

2

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНЬШЕ.

хахъ, то для духовнаго стиха мы им-Ьемъ передъ собою Доволь­

но определенный жинучш культурный типъ „калеки перехожагоа,

установленный для ьесьма даьняго времени въ трудахъ И. И.

Срезневскаго, Н. С. Тихонравова А. И. Пыпина *); иначе мы о

духовномъ стихе, вакъ явленш сравнительно съ былиной позд-

немъ, знаемъ бол!е, что. касается его жизни и исполнена. Ду­

ховный стихъ более спещализированъ въ силу своего релипозна-

го содержанья, своихъ исполнителей, нежели „мфская1 былина,

песня. Вотъ что говоршъ А. 0. Гильфердингъ (I ч. 15.) объ

отношенш былины и духовнаго стиха: „п4ше былинъ... остается

деломъ домашняго досуга людей, которымъ память и голосъ поз­

воляю™ усвоивать „старины14. Професиональный характеръ имеетъ

uenie духовныхъ стиховъ, составляющее источникъ дохода для

нищихъ „каликъ“ на ярмаркахъ и въ храмовые праздники; но

калики не знаютъ былинъ * 2). Я встретилъ только одного певца

по профессш (Ивана Фепонова), который соединяетъ съ пеншмъ

духовныхъ стиховъ знаше былинъ; но на последнш онъ смотритъ

какъ на нечто второстепенное, постороннее для его профессш.

Но за то почти все крестьяне и крестьянки, который поютъ бы­

лины, сверхъ того знаютъ и духовные стихи, особенно про Алек­

сея человека Божья, Егорья храбраго, Анику воина, царя Соло­

мона и Голубиную книгу. Я полагаю, что эти стихи ими выше це­

нятся в чаще поются, чемъ былины“... Нишде по профессш „знали

только духовные стихи1 (ibid. 17). Какъ и два века назадъ,

такъ и теперь духовный стихъ поютъ слепцы, нишде, поютъ они

его для назидашя, спасешя души своихъ слушателей; въ этомъ

заключается польза (а не только удовольствш), приносимая слеп-

цомъ слушателямъ въ ихъ глазахъ; слепецъ, какъ поюшдй боже­

ственное, душеполезное, приближается по своей роли къ цер­

ковному учителю; за это онъ получаетъ милостыню; это его за­

конный заработокъ. Поэтому-то, по традяцш, место слепца у

а)

Срезпевскш

, „Крута Каличья“ (Спб. 1862); Его же, Руссйе калики древ-

наго времени (Зап. Ак. Н . I, 2, Спб. 1862);

Тихоиравовъ,

Собр. соч. I, 331

сл^д.;

Пыпинъ

, История литературы, I, 366 сл’Ьд.

2) Тутъ повидимому у А. 9. неточность: А. Н. Рыбниковъ записалъ рядъ

былинъ отъ

каликъ;

какъ онъ отыЬчаетъ самъ (II, № 2, 3, 4), (всЬ отъ

одного), 5, 6, 11 (отъ того же, что и № 2. 4), 13, 15, и т .д .), и пишетъ

въ письма къ Д. А. Хомякову (ibid, X1Y).