Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 70 Next Page
Page Background

ДУХОВНЫЕ СТИХИ ИЗЪ КУРСКОЙ ГУБ.

9

заннаго ясенъ: падеше интереса къ духовному стиху, какъ тако­

вому, замечается въ слушателяхъ, ихъ вкусъ требуетъ иатерес-

наго веселаго даже отъ убогаго калики, и калика въ интересахъ

заработка идетъ навстречу этому желанно, становясь изъ лица

полу-духовнаго въ рядъ простыхъ песенниковъ увеселителей: ста­

рый калика и старый скоморохъ забавяикь, певшш былины, ста­

рины, сближаются въ современномъ певце духовнаго стиха, слеп­

це, подъ давлешемъ новыхъ вкусовъ илп, лучше сказать, подъ дав-

лешемъ утраты прежняго чутья къ поэзш у слушателей.

Затймъ, мне кажется, не лишнее будетъ обратить внимаше на

способъ усвоенъч новыхъ стиховъ каликой. Традищониый сиособъ

устной передачи несколько расширяется путемъ письменной „книж­

ки1 1 нашего Артамонова. Изъ древняго времени и даже изъ более

къ намъ близкаго, у собирателей стиховъ, мне не приходилось

встречаться съ подобными ясньшъ указашемъ на процессъ усвое-

нш стиховъ при помощи книжки г). Какъ известно, собратя ду-

ховныхъ стиховъ, попадавшихъ въ наши научные сборники, со­

ставлялись до сихъ поръ изъ двухъ источниковъ: изъ записей,

сделанныхъ собирателями съ голоса, какъ это сдйлалъ и я, и

изъ старинныхъ (редко, впрочемъ, XVII, чаще же XVIII-ro века)

сборничковъ рукописныхъ, большею частью содержащихъ такъ

называемые „псальмы1, т. е. стихи, заведомо книжпаго, большею

частью учеников* духовныхъ школъ производства 2). Таковъ ти­

пичный составь огромнаго собранья духовныхъ стиховъ, редакти-

рованныхъ Безсоновымъ, „Калеки nepexosde11. Между этими сти­

хами въ рукописныхъ тетрадкахъ (ихъ не мало, наир., въ числе

рукописей Тверского музея, въ собранш Н. С. Тихонравова) по­

падаются и народные, попадаются и намъ известны сборники и

другихъ произведешй народной словесности, каковы былины,

1) Что въ данномъ случай мы иы*енъ д*ло не съ исключительнымъ явле-

гйемъ, видно изъ заыйтки Н. Кашина, сообщившаго въ недавно вышедшей

кпижк* Э. О. ХЫ, стр. 139, любопытный, аналогичный до некоторой сте­

пени Фактъ: Петринъ, п*внпй п*саго объ Александр* II (я ея коснусь ниже)

пояснилъ между прочимъ, что есть книжки, въ которыхъ все содержав^

п*сни подробно и хорошо разсвазано. Или же это взвйсйе г. Кашина должно

быть понимаемо въ смысл* указаны на книжный источиикъ данной н*сяи, какъ

полагаетъ г. Кашинъ.

2) Ср.

Житецкт,

Мысли о мадорусскихъ думахъ. (Юевъ, 1893), стр. 57—58.