ДУХОВНЫЕ СТИХИ ИЗЪ КУРСКОЙ ГУБ.
9
заннаго ясенъ: падеше интереса къ духовному стиху, какъ тако
вому, замечается въ слушателяхъ, ихъ вкусъ требуетъ иатерес-
наго веселаго даже отъ убогаго калики, и калика въ интересахъ
заработка идетъ навстречу этому желанно, становясь изъ лица
полу-духовнаго въ рядъ простыхъ песенниковъ увеселителей: ста
рый калика и старый скоморохъ забавяикь, певшш былины, ста
рины, сближаются въ современномъ певце духовнаго стиха, слеп
це, подъ давлешемъ новыхъ вкусовъ илп, лучше сказать, подъ дав-
лешемъ утраты прежняго чутья къ поэзш у слушателей.
Затймъ, мне кажется, не лишнее будетъ обратить внимаше на
способъ усвоенъч новыхъ стиховъ каликой. Традищониый сиособъ
устной передачи несколько расширяется путемъ письменной „книж
ки1 1 нашего Артамонова. Изъ древняго времени и даже изъ более
къ намъ близкаго, у собирателей стиховъ, мне не приходилось
встречаться съ подобными ясньшъ указашемъ на процессъ усвое-
нш стиховъ при помощи книжки г). Какъ известно, собратя ду-
ховныхъ стиховъ, попадавшихъ въ наши научные сборники, со
ставлялись до сихъ поръ изъ двухъ источниковъ: изъ записей,
сделанныхъ собирателями съ голоса, какъ это сдйлалъ и я, и
изъ старинныхъ (редко, впрочемъ, XVII, чаще же XVIII-ro века)
сборничковъ рукописныхъ, большею частью содержащихъ такъ
называемые „псальмы1, т. е. стихи, заведомо книжпаго, большею
частью учеников* духовныхъ школъ производства 2). Таковъ ти
пичный составь огромнаго собранья духовныхъ стиховъ, редакти-
рованныхъ Безсоновымъ, „Калеки nepexosde11. Между этими сти
хами въ рукописныхъ тетрадкахъ (ихъ не мало, наир., въ числе
рукописей Тверского музея, въ собранш Н. С. Тихонравова) по
падаются и народные, попадаются и намъ известны сборники и
другихъ произведешй народной словесности, каковы былины,
1) Что въ данномъ случай мы иы*енъ д*ло не съ исключительнымъ явле-
гйемъ, видно изъ заыйтки Н. Кашина, сообщившаго въ недавно вышедшей
кпижк* Э. О. ХЫ, стр. 139, любопытный, аналогичный до некоторой сте
пени Фактъ: Петринъ, п*внпй п*саго объ Александр* II (я ея коснусь ниже)
пояснилъ между прочимъ, что есть книжки, въ которыхъ все содержав^
п*сни подробно и хорошо разсвазано. Или же это взвйсйе г. Кашина должно
быть понимаемо въ смысл* указаны на книжный источиикъ данной н*сяи, какъ
полагаетъ г. Кашинъ.
2) Ср.
Житецкт,
Мысли о мадорусскихъ думахъ. (Юевъ, 1893), стр. 57—58.