ДУХОВНЫЕ СТИХИ
изъ
к у рс к о й
г у б
.
11
губернш х). Ясное дело, что въ такого рода просьбе мы въ праве
предполагать уже прогрессъ въ метод!; передачи стиховъ: на по
мощь оскудевающей традиция устной передачи является книжка
хотя бы и старая, рукописная, которая все более и более съ
развитаемъ грамотности пршбретаетъ доверш, становится все не
обходимее и необходимее въ быту: слепой калика уже оценилъ
ее въ примененш даже къ своему традищонному мастерству. Разъ
дело обстоитъ такъ, полагаю, не будетъ большой смелостью за.
числить и слепца, существующаго для удовлетворены духовныхъ
потребностей массы, зачислить въ число полезныхъ деятелей въ
просвещены народа: направленный умело популярный слепецъ мо-
жетъ явиться хорошимъ проводникомъ полезныхъ и здоровыхъ
идей въ массу въ роде странствующаго учителя. Поэтому гнать,
отталкивать слепца не следовало бы, а наоборотъ следуетъ его
поддержать, направляя въ желанную сторону постепенно его дея
тельность. Какъ видно изъ репертуара слепцовъ, они не чужды
современности, вопросовъ настоящаго времени и легко могутъ быть
проводниками разумнаго и эстетичнаго развитая массы, какъ люди
близко столице къ этой массе, часто далее ближе, нежели наши
учителя народныхъ школъ, при томъ, какъ люди, пользующееся, не
сомненно, довершмъ этого народа.
Перехожу непосредственно къ собранными мною песнями. Всего,
какъ я сказали, сообщили мне Артамоновъ более тысячи стиховъ.
Къ этой тысяче строки не относится сказаны о 12 пятницахъ,
которое они мне разсказалъ. Стихи же эти следуюпце.
1) Христе Царю (о страстяхъ Христовыхъ)—31 ст.
2) Роди Еврейский (распяты и плачи Богородицы)—20 ст.
3) Eropit Храбрый—187 ст.
4) Александръ II—77 ст.
5) Алексей, Божш человеки—380 ст.
6) Два Лазаря—160 ст.
1) Кстати будетъ вспомнить, что нисколько анологичный, во всякомъ слу
чай замечательный, Фактъ перехода песни изъ книги въ устную передачу,
отмечепъ былъ и по отношению къ былине А. 9 . ГильФердингомъ: я имею
въ виду сербскую песню про 1ово и Мару въ переводе Н. Щербины, попав
шую изъ его „Пчелы1 1 въ репертуаръ былинъ Матрены Меньшиковой (12, 20). Но
это пока случай исключительный и имеетъ въ силу положения былины пока
иной сыысдъ.