Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  20 / 70 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 70 Next Page
Page Background

1 8

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЪШЕ.

о Щелкан'Ь, Скопине, редко, даже въ наиболее обширныхъ пере-

сказахъ, заходятъ за пределы малой былины старшаго нроисхо-

ждешя; если мы можемъ насчитать отъ 35—40 сюжетовъ для бы-

линъ старшаго времени, дожившихъ до нашихъ дней (Миллеръ,

Вс., Очерки, 83), то для позднихъ былинъ мы найдемъ уже гораздо

меньше (отъ 15—20). При этомъ нельзя не отметить и сл'Ьдую-

щаго: некоторые сюясеты историческихъ п-Ьсенъ (Батыга, Ермакъ)

нредставляютъ изъ себя ясное нриспособлеше старой темы къ

позднимъ событаямъ. Наконецъ, нельзя не заметить некоторой

связи между историческимъ собыНемъ и объемомъ этой историче­

ской песни: чемъ позднее собыпе, тгЬмъ въ большинстве случа-

евъ будетъ и короче нгЬсня; конечно она будетъ, разумеется, короче

старой „старинки11. Эти обшдя наблюдения надъ былиной даютъ

некоторое право предполагать, что старая былина, перешедшая съ

юга на северъ или зародившаяся на севере, дала происхождеше

поздней былине (исторической песне) тогда, когда былинное твор­

чество вообще стало уже менее интенсивно: сюясеты Московскаго

и, можетъ быть, даже московско-суздальскаго времени не могли

уже излагаться въ такомъ обширномъ виде, какъ старшая былина;

иначе: творчество уже ослабевало по части еоздашя былины, какъ

въ смысле объема, такъ и числа входящихъвъ обработку сюжетовъ.

Расцветъ лее исторической песни приблизительно надо относить къ

XVI веку (Грозный, Ермакъ), но и тогда улсе творчество въ этой

области иногда оказывалось слабымъ настолько, что прибегало къ

перелицовке стараго репертуара на новый ладъ, какова былина о

Ермаке, и чемъ позднее, темъ объемъ песни все короче и короче.

Духовный стихъ, какъ известно, точно также въ это время

получаетъ свое развитие: конецъ

XV—XVII

в.—время еоздашя

стиха въ той форме, какъ мы его знаемъ теперь. А это хроно­

логическое определена вполне подтвердится и объемомъ нашего

духовнаго стиха, поскольку этотъ объемъ выражаетъ степень

творческой силы: нашъ духовный стихъ, живущш тою же жизнью,

что и былина, въ самыхъ крушшхъ своихъ предетавителяхъ едва

достигаетъ объема средней, а чаще малой былины. Еще въ одномъ

отношенш можно наметить аналогпо между былиной и духовнымъ

стихомъ, именно въ особенностяхъ стиха: въ позднихъ духовныхъ

стихахъ, перешедшихъ въ устную передачу изъ кантовъ и псальмъ,

можно заметить влшше школьныхъ виршъ въ виде стремленш сохра-