39
составляли 34,6%, всего количества выступлений за дан-
ный месяц, в апреле—25,6%, в мае—20,9% и лишь в
июне эта форма борьбы поднимается до 47,3%.
Не совсем, по нашему мнению, правильным является
утверждение, об'ясняющее преобладание таких скрытых
форм борьбы крестьян против помещиков тем, что
они. эти формы, „по крестьянскому пониманию не про
тиворечили законам и намерениям правительства2).
Суть дела не в том,—считали крестьяне свои действия
законными или противозаконными, а в том, что кре
стьяне, принимая лозунг „Земля и воля“, не имели
желания медлить с его осуществлением. В то же время
партия, выдвинувшая этот заманчивый лозунг, в искрен
ность намерений которой крестьяне верили сильно,
выдвинула другой, противоположный стихийному рево
люционному движению крестьянства, лозунг, который
сводился к призыву „зарядиться терпением до созыва
Учредительного собрания".
Таким образом, противоречие между стихийным дви
жением крестьянства, с одной стороны, и сознательным
руководством со стороны „его" партии —с другой сто
роны, и явилось главнейшей причиной преобладания
указанных „мирных" форм борьбы. Сознание крестьян
ства как бы говорило ему: „иди за „своей" партией",
а вековая кабала шептала на ухо: „бери пока не поздно".
Крестьянин раздираемый этим противоречием шел,
так сказать „нелегальным" путем. Само это противо
речие не случайно.
Оно является не только результатом обмана эс-эрами
крестьянства, а возникло из самой сути крестьянства, из
его. двойственной „природы". Крестьянин—труженик,
задавленный эксплоатацией помещика, кулака и буржуа,
не хочет медлить с уничтожением помещичьего землевла
дения. Крестьянин—мелкий собственник надеется на
2) „Крестьянок. движение в 1917 г.“, под редакцией М. И. По
кровского, пред. Я. Яковлева, стр IV.