Край наш Курский - page 85

85
Книга
действительно
вызвала
самые
противоречивые
суждения
среди
со
-
временников
.
Так
,
И
.
Ясинский
на
полном
серьезе
спрашивал
,
что же
это
за
рус
-
ские
религиозные
секты
,
члены
которых
употребляют
в
пищу
человеческую
кровь
.
В
.
Бонч
-
Бруевич
обвинил
автора
в
клевете
на
сектантов
,
а
саму
книгу
оха
-
рактеризовал
,
как
«
чувственный
бред
сумасшедшего
».
Л
.
Войтоловский
назвал
роман
«
кликушеством
»,
Д
.
Философов
писал
о
«
сплошной
клевете
на
русский
на
-
род
и
его
религиозные
искания
».
В
.
Львов
-
Рогачевский
,
отметив
«
местами
изуми
-
тельно
богатый
язык
»
и
«
изумительно
смелые
образы
»,
тем
не
менее
,
писал
,
что
роман представляет
собой
«
возмутительное кощунство над жизнью народа
».**
К
«
полударовитым
»
людям
,
отравленным
литературным
«
модернизмом
»,
отнес П
.
И
.
Карпова А
.
Иванов
-
Разумник
. «
Читал
я
роман
«
Пламень
»
П
.
И
.
Кар
-
пова
и
думал
:
вот
если
бы
перевести
его
на французский
или
немецкий
язык
!
Ка
-
кие
бы
горизонты
открыл
роман
среднему
европейцу
,
который
до
сих
пор
верит
в
русскую
«
развесистую
клюкву
»
или
в
салат Оливье
из
сальных
свечей
!
Европеец
немедленно
уверовал
бы
в
ту
Россию
,
которую
рисует Карпов
,
этот
«
крестьянин
хлебороб
»,
как
он
сам
себя
величает
».
И
далее
А
.
Иванов
-
Разумник
с
иронией
восклицает
: «
Русский
читатель
лишен
возможности
отнестись
к роману Карпова
с
такой наивной
доверчивостью
:
пусть мы
скептики
,
но
все же
человеческую
кровь
не
лакаем
...»
И
все же
,
считая
роман
«
жертвой
вечерней
»
русской
литературы
,
он
отметил
,
что
есть
у П
.
И
.
Карпова
что
-
то
свое
, «
подлинно
народное
»,
есть
у
него
«
меткие
слова
,
не
подслушанные
,
а
из
глубины
народной
идущие
,
есть
и
пережи
-
вания
,
в
глубине народной живущие
».
Наиболее
проницательно
оценил
роман
«
Пламень
»
А
.
Блок
.
В
отзыве
на
ро
-
ман
он
писал
: «
Рады
мы
или
не
рады
,
но
нам
придется
из
«
Пламени
»
кое
-
что
за
-
помнить
о России
.
Пусть
это приложится
к
«
познанию России
»,
лишний
раз испу
-
гаемся
,
вспоминая
,
что
наш
бунт
,
так
же
,
как
был
,
может
опять
быть
«
бессмыс
-
ленным
и
беспощадным
» (
Пушкин
),
что
были
в
России
«
кровь
,
топор
и
красный
петух
»,
а
теперь
стала
«
книга
»;
а
потом
опять
будет
кровь
,
топор
и
красный
пе
-
тух
.
Но
не
все
можно
предугадать
и
предусмотреть
.
Кровь
и
огонь
могут
загово
-
рить
,
когда
их
никто
не
ждет
.
Есть
Россия
,
которая
,
вырвавшись
из
одной
рево
-
люции
,
жадно
смотрит
в
глаза другой
,
может быть
,
еще более
страшной
».
Одновременно П
.
Карпов
принимал
участие
в
работе
революционных
круж
-
ков
социалистов
-
революционеров
Петрограда
.
Во
время
военной
службы
в
пер
-
вом
запасном
пехотном
полку
проводил
агитационную
работу
среди
солдат
,
ор
-
ганизовал
революционную
ячейку
.
Его
полк
в
числе первых
восстал против
суще
-
ствующего
строя
.
После
Февральской
революции
Карпов
возвратился
в
родной
Рыльский
уезд
.
Занимался
революционной
деятельностью
.
Его
избрали
в
волост
-
ной
,
затем
уездный
исполнительный
комитет
Совета
крестьянских
депутатов
.
Баллотировался
он
и
в
депутаты
Учредительного
собрания
от
партии
социали
-
стов
-
революционеров
по
Рыльскому
уезду
.
К
сожалению
,
не
набрал
нужного
ко
-
личества
голосов
.
Постепенно
осуществляются
и
разнообразные
творческие
планы
:
изданы
поэтические
сборники
«
Звезды
»
и
«
Русский
ковчег
»,
книги
рассказов
Трубный
голос
»
и
«
Погоня
за
радостью
»,
пьесы
«
Богобес
»
и
«
Три
зари
».
Но
уже
к
концу
двадцатых
годов
тучи
над Карповым
сгущаются
.
Краткая
литературная
энцикло
-
педия
(1931)
занесла
писателя
в
черный
список
«
художников
»
патриархально
-
1...,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84 86,87,88,89,90,91,92,93,94,95,...102
Powered by FlippingBook