Край наш Курский - page 81
81
"
рождается
всякое
зло
...
происходят
тысячи
искушений
:
смущение
,
ярость
,
хула
,
жалоба на
свою участь
,
развращенные помыслы
..." [1,
с
. 31].
Печаль
,
как и
уныние
,
мешает
сосредоточиться
на
смысле
молитвы
,
способствует
рассеиванию
внима
-
ния
и
подчиняет
человека
страстям
. "
Кто
победил
страсти
,
тот
победил
и
печаль
",
–
говорил
старец
,
который
сам
постоянно
находился
в
духе мира
и
радости
,
отче
-
го
он
часто
называл
своих
собеседников
"
Радость моя
!".
Радостное
расположение
духа
свойственно
презревшему
мир
и
достигшему
состояния
бесстрастия
,
утвер
-
ждал Серафим
и
говорил
,
что
веселостью можно
преодолеть
усталость
и
уныние
.
Лучшим
средством
,
помогающим
выйти
из
состояния
уныния
,
является
,
по Сера
-
фиму
Саровскому
,
послушание
–
строгое
и
беспрекословное
выполнение
своих
обязанностей
.
Сам
он
никогда
не
находился
в
праздности
,
был
постоянно
занят
каким
-
либо делом и других
к
этому побуждал
.
К
празднолюбию
преподобный
Серафим
относил
и
многословие
,
которое
способно
погасить
огонь
, "
от Святого Духа
вдыхаемый
" [2,
с
. 51].
Сам
он
,
как
из
-
вестно
,
многие
годы
провел
в
затворе
и
молчании
,
стараясь
оградить
себя
от ма
-
лейшего
общения
с
внешним миром
.
Даже
когда
он
был
принужден
оставить пус
-
тынножительство
и
перейти жить
в монастырь
,
Серафим
не
прекращает
"
блажен
-
ного
безмолвия
".
Свою
приверженность
к
уединению
и
молчанию
преподобный
Серафим объясняет
тем
,
что
"
когда мы
в молчании пребываем
,
тогда
враг
,
диавол
,
ничего
не
успеет
относительно
к
потаенному
сердца
человеку
:
сие же
должно
ра
-
зуметь
о
молчании
в
разуме
" [2,
с
. 83-84],
т
.
е
.
нужно
избегать
не
только
суетных
действий
,
но
и
суетных
мыслей
,
постоянно
атакующих
разум
человека
и
мешаю
-
щих
ему
сосредоточиться
.
В
своих
наставлениях
он
учит
: "
Паче
всего
должно
украшать
себя молчани
-
ем
.
Ибо
Амвросий Медиоланский
говорит
:
молчанием
многих
видел
я
спасаю
-
щихся
,
многоглаголанием
же
ни
одного
" [2,
с
. 83].
С
этим
тесно
связан
и
совет
преподобного
Серафима
хранить
тайны
своего
сердца
: "
Не
должно
без
нужды
другому
открывать
сердца
своего
:
из
тысячи
можно
найти
только
одного
,
кото
-
рый
бы
сохранил
твою
тайну
...
Всего жалостнее
то
,
что
от
сего нехранения
и мно
-
гословия
может
погаснуть
тот
огонь
,
который
Господь
наш Иисус Христос
при
-
шел
воврещи
на
землю
сердца
:
ибо
, –
говорил
преподобный
словами
святого
Исаака Сирина
, –
ничтоже
так
устужает
огнь
,
от Святого Духа
вдыхаемый
в
серд
-
це
инока
по
освящении
души
,
якоже
сообращение
,
и
многословие
,
и
собеседова
-
ние
" [ 1,
с
. 39].
В
другом месте
он
пишет
: "
Что
втекло
в
сердце
лучшего
,
того мы
без
надобности
выливать
не
должны
,
ибо
тогда
только
собранное
может
быть
в
безопасности
от
видимых
и
невидимых
врагов
,
когда
оно
хранится
во
внутренно
-
сти
сердца
" [2,
с
. 72].
Основываясь
на
том
,
что
человек
состоит
из
души
и
тела
,
Серафим
Саров
-
ский
приходит
к
заключению
,
что
это
определяет
две
взаимосвязанные
друг
с
другом
стороны
жизни
человека
–
деятельную
и
созерцательную
,
причем
первая
должна
предшествовать
второй
: «
Всякому
желающему
проходить
жизнь
духов
-
ную
должно
начинать
с
деятельной жизни
,
а
потом
уже
приходить
в
умосозерца
-
тельную
..." [2,
с
. 86].
Деятельная
жизнь
,
которая
по
Серафиму
представляет
собой
пост
,
воздер
-
жание
,
бдение
,
коленопреклонение
,
молитва
,
помогает
достичь
бесстрастия
и
смирения
,
которое
является
необходимым
условием
для
того
,
чтобы можно
было
1...,71,72,73,74,75,76,77,78,79,80
82,83,84,85,86,87,88,89,90,91,...102