80
ся
.
И
погибали
...
Три
пути
,
на
которые
не
должно
выходить
без
особого
звания
,
путь
затворничества
,
юродства и путь настоятельства
" [ 1,
с
. 247].
Серафим
Саровский
призывает
не
подменять
цель
христианской
жизни
средствами
,
с
помощью
которых
она
достигается
.
Под
средствами
он
понимает
молитву
,
пост
,
бдение
,
милостыню
,
христианские
подвиги
(
ношение
вериг
,
влася
-
ницы
,
затвор
,
молчальничество
и
др
.).
Само
по
себе
исполнение
их
,
даже
макси
-
мально
точное
,
еще
ничего
не
значит
.
В
беседе
с Н
.
А
.
Мотовиловым
старец
ска
-
зал
,
что
"
лишь
только
ради
Христа
делаемое
доброе
дело
приносит
нам
плоды
Святого Духа
.
Все же
не
ради Христа
делаемое
,
хотя
и
доброе
,
но
мзды
в жизни
будущего
века нам не представляет
,
да и
в
здешней жизни благодати Божией
тоже
не дает
" [11,
с
. 132].
Преподобный
Серафим
значительно
облегчил
молитвенный
устав
Саров
-
ской пустыни
,
сделав
его посильным
для исполнения
,
так
как
больше ценил дух
,
а
не
букву
,
осмысленное
чтение молитвы
,
а не просто
точное
соблюдение
внешнего
ритуала
.
Составленное
преподобным
Серафимом
"
правило
"
для
мирян
мак
-
симально
облегчено
и
доступно
даже
для
современного
человека
.
Кроме
основ
-
ных
утренних и
вечерних молитв
,
оно
включает
так называемое
"
умное
делание
",
т
.
е
.
краткую молитву
"
Господи Иисусе Христе Сыне
Божий
,
помилуй мя
грешна
-
го
",
которую
необходимо
тихо
повторять
во
время
домашней
работы
или
в
пути
.
Сам
он
упражнялся
в
ней
постоянно
,
а
наставляя
других
,
говорил
,
что
во
время
чтения молитвы
не
следует
ни
на
что
постороннее
отвлекаться
,
а
внимание
обра
-
тить
внутрь
: "
В молитве
внемли
себе
,
то
есть
ум
собери
и
соедини
с
душою
" [2,
с
.
54].
Во
время
молитвы
необходимо
постоянно
прилагать
усилия
к
тому
,
чтобы
внимание
не
рассеивалось
,
а
было
сосредоточено
на
предмете
молитвы
, "
дабы
приять
и
узреть
в
сердце
свет Христов
,
надобно
,
насколько
это
возможно
отвлечь
себя
от
видимых
предметов
" [2,
с
. 74].
Сохранение
сияния
божественного
света
в
душе
является
залогом чистоты души
.
Преподобный Серафим предупреждает
,
что
христианин
должен
постоянно
заботиться
о
том
,
чтобы
сердце
его
было
огражде
-
но
от
недостойных
помыслов
,
так
как
душевную
чистоту
легко
потерять
,
и
здесь
стражником
выступает
ум
,
называемый
старцем
"
охранителем
внутреннего Иеру
-
салима
" [2,
с
. 75].
Сохранить
душевную
чистоту
от
отрицательного
воздействия
внешних
влияний
помогают
уединение
и
молчание
. "
Паче
всего
должно
украшать
себя
молчанием
", –
утверждает
старец
,
ссылаясь
в подтверждение
своих
слов на
святи
-
теля Амвросия Медиоланского
,
Добротолюбие
,
Библию и
др
.
источники
[2,
с
. 83].
Молчание
умиротворяет
сердечные
волнения
,
вселяет
в
него
мир
и
делает
крот
-
ким
.
Преподобный
настойчиво
советовал
хранить
мир
душевный
,
для
чего
необ
-
ходимо
избегать
осуждения
других
, "
отдалять
от
себя
уныние
и
стараться
иметь
радостный дух
,
а не печальный
" [1,
с
. 30].
Пребывание
в
"
радостном
духе
"
было
отличительным
свойством
самого Се
-
рафима
Саровского
,
хотя
этот
дар
достался
ему
не
сразу
,
а
как
результат
много
-
летнего подвижничества
,
после
того
как прошел
крестный путь и
вынес жестокую
борьбу
с
темными
силами
.
Радости преподобный Серафим противопоставляет дух
уныния
,
печали
и
скуки
.
Он
призывает
начинающих
монахов
спешить
выйти
из
этого
мучительного
состояния
как
можно
скорее
,
потому
что
от
духа
уныния