Край наш Курский - page 79

79
"
Сей
из
рода Нашего
" –
так
сказала Божия Матерь
о
преподобном Серафиме
Саровском
,
от
нее
же
Серафим
удостоился
услышать
наименование
«
любимиче
Мой
".
Сам
он
называл
себя
слугою Божией Матери
и
по Ее
велению
создал
в Ди
-
веево
обитель для девиц и
вдов
.
Письменные
духовные
наставления
преподобного Серафима Саровского
ад
-
ресованы
инокам
и
мирянам
.
Они
немногочисленны
,
но
касаются
наиболее
важ
-
ных
вопросов
,
которые
задает
себе
каждый
человек
,
желающий
осмыслить
свой
жизненный путь
.
На
первое
место
ставит
Серафим
послушание
.
Духовнику
дивеевской
оби
-
тели
он
говорил
: "
Послушание
,
батюшка
,
паче
поста
и
молитвы
:
помни
и
всегда
им
говори
это
;
и
я
всегда
говорю
",
объясняя
,
что
"
противящийся
власти противит
-
ся
Божию
установлению
" (
Рим
. 13,2).
Именно
вследствие
неисполнения
воли
Бо
-
жией
стал
возможен первородный
грех
ветхого Адама
,
в
то
время
как новый Адам
и
Спаситель
мира
Иисус Христос
был
послушен
до
самой
смерти
.
Послуша
-
ние
рассматривается
подвижником
как
наивернейший
путь
к
смирению
,
которое
приводит
к
избавлению
от
страстей
,
т
.
е
.
к
бесстрастию
.
Оно
и
было
достигнуто
Серафимом Саровским
в
результате
его многочисленных
подвигов
,
явившись
пу
-
тем
,
приводящим
к
вселению Духа Святого
в
сердце человеческое
.
Удивительные
подвиги
преподобного Серафима
описаны
неоднократно
.
Из
-
вестно
,
что
спал
он
не
более
четырех
часов
в
сутки
,
а
в
последние
годы
своей
жизни
еще
и
в
крайне
неудобном
положении
(
стоя
на
коленях
,
опираясь
на
пол
локтями
и
склонив
голову на
руки
),
почти
ничего
не
ел
. 1000
дней
и
ночей провел
в молитве на
камне
,
долгие
годы
пребывал
в
затворе и
соблюдал
обет молчания
,
а
ношение им
большого пятивершкового
креста
дало
основание
говорить
о
том
,
что
старец носил
вериги
,
хотя документальных подтверждений
этому нет
.
Требовал
ли
он
от
других
соблюдения
подобного
образа
жизни
?
Читая
на
-
ставления
,
убеждаешься
,
что Серафим Саровский
,
хотя и
знал
,
что многие
видят
в
нем образец праведной жизни
,
но никогда не призывал повторять
его подвиги
,
так
как
считал
,
что многих
толкает на
это
тщеславие
,
а прежде надобно
воспитывать
в
себе
смирение
.
Поэтому
вместо
подвигов
он
советовал
упражняться
в
послуша
-
нии
и
делании
добрых
дел
.
Объяснял
он
это
тем
,
что
цель
у
каждого
христианина
одна
стяжание Святого Духа
Божьего
,
а
путь
у
всех
разный
.
Одному мирянину
он
дал
следующий
совет
: "
Иди
средним
путем
:
выше
сил
не
берись
,
упадешь
,
и
враг
посмеется
тебе
.
Аще
юн
сый
,
удержись
от
высоких
" (
т
.
е
.
от
подвигов
).
По
нашему
мнению
,
это
значит
,
что
человек
должен
соизмерять
свои
силы
и
выби
-
рать
свой
собственный
путь
к
Богу
,
который
подходит
именно
ему
,
иначе
не
только
не
достигнет
своей
цели
,
но может
впасть
в
еще
больший
грех
: «
Выше ме
-
ры
подвигов
принимать
не
должно
,
а
стараться
,
чтобы
друг
плоть
наша
был
верен и
способен
к
творению добродетелей
[2,
с
. 78].
Преподобный
был противником
всего
чрезмерного
,
он
не
советовал
не
толь
-
ко
предпринимать
каких
-
либо
особых
подвигов
по
собственному
желанию
,
без
благословения
святых
отцов
,
но
был
даже
против
придумывания
необычных
дел
.
Известно
,
что
батюшка
однажды
вернул
к
прежней жизни
одного
такого мнимого
подвижника
,
который
бросил
семью
,
торговлю
и
начал
бродяжничать
.
Серафим
говорил
,
что
"
из юродивых
едва
ли
один
отыщется
,
чтобы
не
в
прелести
находил
-
1...,69,70,71,72,73,74,75,76,77,78 80,81,82,83,84,85,86,87,88,89,...102
Powered by FlippingBook