47
Организованность в виде непосредственных действий
исполнительных комитетов и в виде руководства со
стороны этих комитетов и их представителей крестьян
скими массами тоже имеют неодинаковое значение.
Политика эс-эров заключалась в том, чтобы не втяги
вать широкие крестьянские массы в борьбу с помещи
ками. И ежели мы имеем случаи, когда исполнитель
ный комитет ведет массу на борьбу, то это очевидно
не-эсеровская политика: очевидно этот комитет созна
тельно или стихийно находится под влиянием не-эсе-
ровским.
Организованность в виде непосредственных дей
ствий исполнительных комитетов тоже не может всегда
являться показателем эсеровского влияния на кресть
янские массы. Мы уже имели случаи указать на то,
что еще в июне наметился разрыв между эс-эрами с
одной стороны и сельскими и волостными комитетами—
с другой. В июле этот" отход стал еще большим. На
'долю прямых захватов в июне падало 48,8% всего ко
личества комитетских выступлений, а в июле они уже
составляют 52,5%. Таким образом, больше половины
всех комитетских действий являются в июле формами
не-эсеровского типа. И ежели мы видим рост удель
ного веса комитетских действий в июле на 6% против
июня, т. е. с 31,8% в июне до 37,3 в июле, то это еще
не означает того, что влияние эс-эров усилилось на кре
стьянское движение. Если бы выступления этих коми
тетов были эсеровского типа, то мы действительно
могли бы сказать, что влияние эс-эров на крестьянство
в июле усилилось, но мы видим совершенно об
ратное.
Если бы
m
*
i
условно приняли все комитетские дей
ствия как за показатель усиления эсеровского влияния
на крестьянские массы, то и в этом случае мы не
могли бы констатировать усиления эсеровского влия
ния на крестьянство в июле. Это подтверждается тем,