Край наш Курский - page 74

74
в
своих
воспоминаниях
обращался
к
детству
,
отзывался
о
нем
очень
тепло
,
с
большой
любовью
.
Дейнека
писал
,
что
почти
все
свое
время
он
вместе
со
своими
друзьями
проводил
за
городом
. «...
Луга
с
цветами
,
река
,
на
которой
начал
пла
-
вать
с
трех
лет
,
запах
яблок
,
лошадей
,
голубей
;
набеги
на
сады
,
драки
,
быт
приго
-
рода
,
мастерового
люда
», –
все
это
живо
всплывает
в
памяти
Александра
Алек
-
сандровича
.
Они
маленькие
«
бродяжки
» –
ходили
по
деревням
,
удили
рыбу
,
«
охотились
»
в
огороде
,
дрались
с
«
белыми
воротничками
»,
барчуками
-
гимназистами
.
И
эти
,
на
первый
взгляд
,
незамысловатые
детские
занятия
наложи
-
ли
определенный
отпечаток
на
душу
и мировоззрение юного
художника
.
Дейнека
пристрастился
к
рисованию
еще
с
детства
,
хотя
наряду
с
этим
любил
и
послеса
-
ригь
,
и математические
задачки
порешать
.
Хотел
стать
инженером
,
но
было
не по
карману
.
И
поэтому
в
16
лет
Дейнека
поступил
в
Харьковское
художественное
училище
.
С
этого
момента
ему
пришлось
начинать
новую
самостоятельную
жизнь
.
Отец
его
был
рабочим
и
недолюбливал
художников
,
а
потому
и
отказал
сыну
в
какой
бы
то
ни
было
помощи
.
В
училище
в
ту
пору
был
период
увлечения
«
измами
» – «
смутно
импрессионизмом
,
много
,
по
провинциальному
,
символиз
-
мом
,
вплоть
до Микало?
юса
Чюрлениса
.
Много
по
этим
«
измам
»
побродить
при
-
шлось
».
В Харькове
,
в
феврале
1917,
произошло
«
веселое
»
разоружение
городовых
.
В
связи
с
этим
были
прекращены
занятия
в
школах
.
Александр
Дейнека
начал
бродить
по
городам
и
селам
,
знакомиться
с
политлитературой
,
с
программами
партий
,
с
солдатами
,
офицерами
.
В
его
работах
этого
времени
отражены
отголо
-
ски дореволюционных
«
измов
».
В
1918
художник
возвращается
в
родной
город
.
А
здесь
,
как
и
по
всей
стра
-
не
вообще
,
проходит
грандиозная
работа
подготовка
к
первой
годовщине
Ок
-
тябрьской
революции
.
Дейнека не
замедлил принять
в ней живое
участие
.
Он
стал
инструктором
в Наркомате
народного
образования
и
,
получив
свой
первый
опыт
монументальных
работ
,
начал
разъезжать
по
губерниям
.
В Курске
в
это
время
ув
-
лечены
«
левыми
»
течениями
.
Художник
,
шагая
в
ногу
со
своим
временем
,
берет
во
внимание
этот факт и
«
насаждает
ярый
кубизм
».
Чуть
позже
,
в
1919-1920
годы
,
Дейнека
начинает
работать
в
Курском
РОС
-
ТА
,
энергично
проводит
«
ударные
кампании
»
в
городе
и
на фронте
.
Это
были
го
-
ды
,
по
его
выражению
,
напряженной
бешеной
гонки
в
работе
.
Работали
сплош
-
ными
сутками
и
без
собраний
этого
бича
расцвета
Российской
ассоциации
про
-
летарских
художников
(
РАПХ
).
Не
все
удавалось
в
равной мере
,
т
е
.
как
хотелось
самому Дейнеке
,
как
заду
-
мывалось
им
.
Но
он
был
счастлив
тем
,
что живет
,
что
рядом
с
ним
любимые
лю
-
ди
,
что
работа
кипит
в
его
руках
.
А
драмы
и
печаль
жизни
лишь
обостряли
его
жгучий
интерес
к
ней
,
заставляли
вновь
и
вновь
бросать
ей
вызов
.
В
нем
жил
азарт
,
злой
и
веселый
.
Художник
не
желал
поддаваться
унынию
,
растерянности
,
страхам
.
Всем
своим поведением и
творчеством он
утверждал
счастье и
задор
.
В
1920
Дейнека
командируется
в Москву
на
учебу
на
полиграфический
фа
-
культет ВХУТЕМАСа
.
Здесь
он
становится
как
бы
лабораторным материалом
для
пробы
программ
.
Программная
чехарда
одно
,
учеба
совсем
другое
;
учился
он
больше
«
беспризорно
»:
в
библиотеках
,
музеях
,
выставках
,
на
диспутах
,
у Маяков
-
ского
,
Черемных
,
Фаворского
.
Несмотря
на
характер
вуза
в
тот
период
времени
,
1...,64,65,66,67,68,69,70,71,72,73 75,76,77,78,79,80,81,82,83,84,...102
Powered by FlippingBook