82
ро
туманное
"?
Существует
несколько
версий
.
Одна
из
них
утверждает
,
что ше
-
девр
принадлежит
Аркадию
Максимовичу
,
с
чем
куряне
согласны
.
Однако
,
есть исследователи
,
оспаривающие
это
.
Тургеневские
строки
,
написанные
в
год
рождения
Аркадия Максимо
-
вича
(1843
г
.)
и
посвящённые
Вареньке
Бакуниной
,
привлекли
внимание
мно
-
гих
:
Утро туманное
,
утро седое
,
Нивы печальные
,
снегом покрытые
,
Нехотя вспомнишь и время былое
,
Вспомнишь и лица
,
давно позабытые
...
Ещё
в
1877
году
издательство Юргенсона
выпустило
ноты
,
где
указа
-
но
: "
с
напева московских
цыган
".
Иные
варианты
предлагали
Г
.
Катуар
,
А
.
Ге
-
дике
и
,
пользуясь
современным
термином
,
песенники
,
в
частности
,
плодови
-
тый
пианист
-
аккомпаниатор
Я
.
Пригожий
,
сочинитель
удачного
шлягера
"
Не
говори
,
что молодость
сгубила
".
В
книге А
.
Игнатьева
"
Пятьдесят
лет
в
строю
"
авторство
приписывает
-
ся музыкальному
дилетанту
князю Н
.
В
.
Мещерскому
.
Однако
"
Утро
туманное
"
приобрело широкое
и
прочное
распростране
-
ние
с
мелодией
Абазы
.
Нарочитое
отсутствие
здесь
инициалов
требует
ком
-
ментария
.
В
интересной
книжке
"
Звёзды
русской
эстрады
",
выпущенной
в
1970
г
.,
музыковед И
.
Нестьев
,
не желая
,
по
-
видимому
,
вводить
читателя
в
заблуж
-
дение
и
не
располагая
точными
данными
,
обходится
без
упоминания
имени
и
отчества
.
Между
тем
на
страницах
"
Музыкальной жизни
” (
№
23
за
1977)
некий
Р
.
Шафер
весьма
обстоятельно
рассказал
об
Эрасте Абазе
,
ссылаясь
при
этом
на
свидетельство
дочери
князя А
.
В
.
Мещерского
(
хорошего
знакомца Э
.
Аба
-
зы
),
опубликованное
в журнале
"
Кругозор
"
в
1971
году
.
Получается
,
что
попу
-
лярную
вокальную
жемчужину
уже
в
середине
XIX
века
(?!)
написал
офицер
лейб
-
гвардии
гусарского
полка
,
одарённый
музыкант
-
любитель
,
погибший
в
Крымской
войне
в июне
1855
года
.
Есть
ещё
одно
мнение
,
будто
создателем
"
Утра
туманного
"
является
Варвара Абаза
,
жена
одного
из
братьев Эраста
,
часто
певшая
романс
. (
Она же
указана
в
первом
томе Полного
собрания
сочинений И
.
С
.
Тургенева
(1978
г
.).
Дело
в
том
,
что
в
быту
салонные
миниатюры
обыкновенно
приписывают
не
столько
композиторам
,
сколько исполнителям
.
Так
или
иначе
, "
Утро
туманное
"
стало
долгожителем
,
трогающим
самые
сокровенные
струны
души
.
Обилие
давно
знакомых
интонаций
и
зара
-
жающе
эмоциональных
тембровых
красок
,
привычный
гармонический
перебор
в
"
гитарном
стиле
",
простота
и
схематичность
аккомпанемента
в
вальсовом
размере
обеспечили
быстрое
распространение
очаровательной
изюминки
.
Во
всяком
случае
,
несравненная В
.
Панина
,
а
вслед
за
ней
гениальная Н
.
Обухова