80
открыл
дарование
скрипача Михаила
Эрденко
и
помог
ему
поступить
в Мос
-
ковскую
консерваторию
.
Распознал
и
дар
юного
К
.
Думчева
,
тоже
золотого
медалиста
консерватории
,
скрипача
яркого
природного
дарования
,
к
сожале
-
нию
,
не
оправдавшего
возлагавшихся
на
него
надежд
.
С
помощью
А
.
Абазы
развился
талант
известной
исполнительницы
русских
народных
песен Н
.
Пле
-
вицкой
.
Принял
он
участие
в
певческой
судьбе М
.
Роменского
.
Дал
путёвку
в
жизнь
певцу
Г
.
Подольскому
.
Из
КМК
вышел
Н
.
Рославец
.
При
содействии
Абазы
сложились
творческие
судьбы В
.
Штокмана
,
А
.
Якубенко
,
Е
.
Поповой
и
многих других
.
Абаза
известен
как
автор
более
20
романсов
,
среди
которых
"
Утро
ту
-
манное
"
на
слова
И
.
С
.
Тургенева
, "
То
не
ветер
ветку
клонит
", "
Одно
мне
в
жизни
утешенье
", "
Тебя
забыть
", "
Мгновенья
", "
Не
скажу
никому
", "
Зачем
",
"
Оседлаю
коня
", "
Так и рвётся душа
”, "
Погубили меня
твои
чёрные
глаза
"
и др
.
(
многие из них на
слова поэта А
.
В
.
Кольцова
,
творчество
которого было близко
композитору
),
тридцати фортепианных
пьес
,
в
том
числе
"
Каприччио
",
о
кото
-
ром
похвально
отозвался Лев
Толстой
.
А
.
Абаза
написал
также
"
Гимн
святым
Кириллу
и Мефодию
"
для
четырехголосного
хора
,
изданный
у
А
.
Гутхейля
с
посвящением
епископу
Курскому
и
Белгородскому Михаилу
. (
Ноты
этого
ма
-
лоизвестного
сочинения
А
.
М
.
Абазы
разысканы
в
1981
году
музыковедом
Т
.
В
.
Поповой
,
получившей
как
уже
говорилось
,
начальное музыкальное
образо
-
вание
в
Курске
).
По
воспоминаниям
известной
в Курске
пианистки
Е
.
С
.
Пса
-
рёвой
,
этот
гимн
исполнял
руководимый
Аркадием Максимовичем
хор
рабо
-
чих
.
Издательством
произведений
композитора
занималась
фирма
курян
братьев
Красильниковых
.
К
сожалению
,
не
все
нотные
издания
обнаружены
.
Фирму
братьев А
.
М
.
Абаза
часто
посещал
со
своими
учениками
и подбирал
им
скрипки
,
флейты
,
гитары
,
пианино
,
кларнеты и прочие инструменты
.
Энтузиаст
много
работал
с
местным
фольклористом
Г
.
А
.
Зайцевым
и
пианисткой А
.
П
.
Горяйновой
над
записями
курских
народных
песен
.
На
одном
из
заседаний
учёной
архивной
комиссии
им
был
прочитан
обширный
доклад
о
русских
музыкальных
инструментах
,
а
в
Курском
историко
-
археологическом
музее
велась подготовка к
созданию музыкального
отдела
.
Устраивал
он
также
музыкальные
вечера
,
посвященные
памяти
Глин
-
ки
,
Рубинштейна
,
Чайковского
.
Софья
Трофимовна
Абаза
,
вдова
внучатого
племянника
композитора
,
вспоминала
: “
Аркадий Максимович
был
небольшого
роста
,
с
маленькой
кли
-
нообразной
бородкой
,
глаза
живые
,
быстрый
в
движениях
...
Запомнилось
,
что
ходил
он
в
крылатке
,
вроде
как
любимое
одеяние
было
..."
Они
скупы
,
эти
вос
-
поминания
,
и
,
к
сожалению
,
не
сохранилось
ни
архива
музыкальных
классов
,
ни нотных
записей
.
В
журнале
"
Курский
театр
" (
№
2, 1916)
сообщалось
: "
На
днях
у
попу
-
лярных
в
Курске
гг
.
Алфёровых
художник
Лобода
,
священник
Л
.
Е
.
Иваниц
-