Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  82 / 104 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 82 / 104 Next Page
Page Background

80

открыл

дарование

скрипача Михаила

Эрденко

и

помог

ему

поступить

в Мос

-

ковскую

консерваторию

.

Распознал

и

дар

юного

К

.

Думчева

,

тоже

золотого

медалиста

консерватории

,

скрипача

яркого

природного

дарования

,

к

сожале

-

нию

,

не

оправдавшего

возлагавшихся

на

него

надежд

.

С

помощью

А

.

Абазы

развился

талант

известной

исполнительницы

русских

народных

песен Н

.

Пле

-

вицкой

.

Принял

он

участие

в

певческой

судьбе М

.

Роменского

.

Дал

путёвку

в

жизнь

певцу

Г

.

Подольскому

.

Из

КМК

вышел

Н

.

Рославец

.

При

содействии

Абазы

сложились

творческие

судьбы В

.

Штокмана

,

А

.

Якубенко

,

Е

.

Поповой

и

многих других

.

Абаза

известен

как

автор

более

20

романсов

,

среди

которых

"

Утро

ту

-

манное

"

на

слова

И

.

С

.

Тургенева

, "

То

не

ветер

ветку

клонит

", "

Одно

мне

в

жизни

утешенье

", "

Тебя

забыть

", "

Мгновенья

", "

Не

скажу

никому

", "

Зачем

",

"

Оседлаю

коня

", "

Так и рвётся душа

”, "

Погубили меня

твои

чёрные

глаза

"

и др

.

(

многие из них на

слова поэта А

.

В

.

Кольцова

,

творчество

которого было близко

композитору

),

тридцати фортепианных

пьес

,

в

том

числе

"

Каприччио

",

о

кото

-

ром

похвально

отозвался Лев

Толстой

.

А

.

Абаза

написал

также

"

Гимн

святым

Кириллу

и Мефодию

"

для

четырехголосного

хора

,

изданный

у

А

.

Гутхейля

с

посвящением

епископу

Курскому

и

Белгородскому Михаилу

. (

Ноты

этого

ма

-

лоизвестного

сочинения

А

.

М

.

Абазы

разысканы

в

1981

году

музыковедом

Т

.

В

.

Поповой

,

получившей

как

уже

говорилось

,

начальное музыкальное

образо

-

вание

в

Курске

).

По

воспоминаниям

известной

в Курске

пианистки

Е

.

С

.

Пса

-

рёвой

,

этот

гимн

исполнял

руководимый

Аркадием Максимовичем

хор

рабо

-

чих

.

Издательством

произведений

композитора

занималась

фирма

курян

братьев

Красильниковых

.

К

сожалению

,

не

все

нотные

издания

обнаружены

.

Фирму

братьев А

.

М

.

Абаза

часто

посещал

со

своими

учениками

и подбирал

им

скрипки

,

флейты

,

гитары

,

пианино

,

кларнеты и прочие инструменты

.

Энтузиаст

много

работал

с

местным

фольклористом

Г

.

А

.

Зайцевым

и

пианисткой А

.

П

.

Горяйновой

над

записями

курских

народных

песен

.

На

одном

из

заседаний

учёной

архивной

комиссии

им

был

прочитан

обширный

доклад

о

русских

музыкальных

инструментах

,

а

в

Курском

историко

-

археологическом

музее

велась подготовка к

созданию музыкального

отдела

.

Устраивал

он

также

музыкальные

вечера

,

посвященные

памяти

Глин

-

ки

,

Рубинштейна

,

Чайковского

.

Софья

Трофимовна

Абаза

,

вдова

внучатого

племянника

композитора

,

вспоминала

: “

Аркадий Максимович

был

небольшого

роста

,

с

маленькой

кли

-

нообразной

бородкой

,

глаза

живые

,

быстрый

в

движениях

...

Запомнилось

,

что

ходил

он

в

крылатке

,

вроде

как

любимое

одеяние

было

..."

Они

скупы

,

эти

вос

-

поминания

,

и

,

к

сожалению

,

не

сохранилось

ни

архива

музыкальных

классов

,

ни нотных

записей

.

В

журнале

"

Курский

театр

" (

2, 1916)

сообщалось

: "

На

днях

у

попу

-

лярных

в

Курске

гг

.

Алфёровых

художник

Лобода

,

священник

Л

.

Е

.

Иваниц

-