Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  80 / 104 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 80 / 104 Next Page
Page Background

78

зыкального

общества

.

Открытие

класса

гитары

было

санкционировано

А

.

Г

.

Рубинштейном

.

Занятия

проводил

,

и

притом

безвозмездно

,

преподаватель

немецкого

языка

курской

гимназии Ю

.

М

.

Штокман

,

гитарист

-

любитель

,

про

-

пагандист

семиструнной

гитары

.

В

первое

время

ему

удалось

добиться

неко

-

торых

успехов

,

но

вскоре

он

остыл

к

своей

филантропической

затее

,

и

его

класс

гитары

за

отсутствием

интереса

у

учеников

прекратил

своё

суще

-

ствование

.

Из

учеников Штокмана

гитарист В

.

В

.

Сланский

пожалуй

,

един

-

ственный

,

кто привлёк

своей игрой

внимание

гитарных

кругов Москвы

".

Обучение

велось

за

умеренную

плату

.

Кроме

того

,

в

1889

году

был

открыт

бесплатный

класс

хорового

пения

,

занятия

в

котором

проводились

по

воскресеньям

и

некоторым

праздничным

дням

.

Существовал

класс

благодаря

поддержке

благотворителей

.

Преподавал

хоровое

пение

здесь

три

года

сам

А

.

М

.

Абаза

,

а

затем

его

сменил Н

.

Степанов

,

выпускник

Курских

музыкаль

-

ных

классов

по

теории

музыки

и

хоровому

пению

.

Хор

всегда

был

участни

-

ком

концертов

,

ученических

утренников

и

вечеров

,

что

,

по

мнению

педаго

-

гов

,

должно было

"

приносить пользу и удовольствие

".

С

наступлением

нового

учебного

1891

года

в

Курских

музыкальных

классах

было

учреждено

регулярное

исполнение

камерной

музыки

.

Непо

-

средственное

участие

в

этом

нововведении

приняли

А

.

М

.

Абаза

,

барон

В

.

А

.

Розен

,

преподаватели М

.

А

.

Клечковский

,

С

.

Г

.

Шидловский

,

Ю

.

М

.

Штокман

.

Репертуар

таких

концертов

состоял

преимущественно

из

произведе

-

ний

русских

и

западноевропейских

классиков

.

Частыми

становятся

выступ

-

ления

на

этих

вечерах

самого Аркадия Максимовича

не

только

как

исполни

-

теля

,

но

и

как музыкального

лектора

.

Круг проблем

,

затрагиваемых музыкан

-

том

,

достаточно широк

.

В

первую

очередь

,

это

вопросы

эстетики

,

музыкаль

-

ного

образования

.

Одна

из

его

речей

,

опубликованная

в

1889

г

.

в

"

Курских

губернских

ведомостях

",

так

и

называется

: "

О

музыкальном

образовании

в

точном

смысле

".

В

ней

говорится

: ''...

Музыкальное

образование

состоит

не

в

том

,

чтобы

развить

технику

,

приучить

глаз

к

скорому

разбиранию нот

,

играть

сочинение

в

темпе

и

такте

,

исполнять

их

даже

с

некоторым

внешним

аплом

-

бом

и

другими

условиями

по

предмету механики

и

поверхностного

впечатле

-

ния

:

нет

!

Не

в

этом

суть

!

Для

того

,

чтобы

вполне

разумно

и

нравственно

на

-

слаждаться и жить музыкой

,

надобно

сознательно

понимать

это

возвышенное

искусство

,

надобно

понимать

музыкальную

мысль

с

её

гармонизацией

,

на

-

добно понимать разные роды музыкальных произведений

с их

содержанием и

прочее

.

Тогда

только

в

действительности

познаётся музыка

,

тогда

только

ус

-

танавливается

правильный

взгляд

и

расширяется

кругозор

в

связи

со

знания

-

ми

и

развитием

в

этом

высокохудожественном

предмете

. ...

Для

полного

по

-

нимания музыки

надо

знать

:

элементарную

теорию музыки

,

гармонию

,

мело

-

дику

,

контрапункт

,

теорию

композиции

и

формы

музыкальных

сочинений

.

Изучению

этих

наук

должно

предшествовать

развитие

слуха

с

помощью

сольфеджио

,

то

есть

пения

с

листа

нот

в

различных

упражнениях

.

Музыкаль

-