78
зыкального
общества
.
Открытие
класса
гитары
было
санкционировано
А
.
Г
.
Рубинштейном
.
Занятия
проводил
,
и
притом
безвозмездно
,
преподаватель
немецкого
языка
курской
гимназии Ю
.
М
.
Штокман
,
гитарист
-
любитель
,
про
-
пагандист
семиструнной
гитары
.
В
первое
время
ему
удалось
добиться
неко
-
торых
успехов
,
но
вскоре
он
остыл
к
своей
филантропической
затее
,
и
его
класс
гитары
за
отсутствием
интереса
у
учеников
прекратил
своё
суще
-
ствование
.
Из
учеников Штокмана
гитарист В
.
В
.
Сланский
–
пожалуй
,
един
-
ственный
,
кто привлёк
своей игрой
внимание
гитарных
кругов Москвы
".
Обучение
велось
за
умеренную
плату
.
Кроме
того
,
в
1889
году
был
открыт
бесплатный
класс
хорового
пения
,
занятия
в
котором
проводились
по
воскресеньям
и
некоторым
праздничным
дням
.
Существовал
класс
благодаря
поддержке
благотворителей
.
Преподавал
хоровое
пение
здесь
три
года
сам
А
.
М
.
Абаза
,
а
затем
его
сменил Н
.
Степанов
,
выпускник
Курских
музыкаль
-
ных
классов
по
теории
музыки
и
хоровому
пению
.
Хор
всегда
был
участни
-
ком
концертов
,
ученических
утренников
и
вечеров
,
что
,
по
мнению
педаго
-
гов
,
должно было
"
приносить пользу и удовольствие
".
С
наступлением
нового
учебного
1891
года
в
Курских
музыкальных
классах
было
учреждено
регулярное
исполнение
камерной
музыки
.
Непо
-
средственное
участие
в
этом
нововведении
приняли
А
.
М
.
Абаза
,
барон
В
.
А
.
Розен
,
преподаватели М
.
А
.
Клечковский
,
С
.
Г
.
Шидловский
,
Ю
.
М
.
Штокман
.
Репертуар
таких
концертов
состоял
преимущественно
из
произведе
-
ний
русских
и
западноевропейских
классиков
.
Частыми
становятся
выступ
-
ления
на
этих
вечерах
самого Аркадия Максимовича
не
только
как
исполни
-
теля
,
но
и
как музыкального
лектора
.
Круг проблем
,
затрагиваемых музыкан
-
том
,
достаточно широк
.
В
первую
очередь
,
это
вопросы
эстетики
,
музыкаль
-
ного
образования
.
Одна
из
его
речей
,
опубликованная
в
1889
г
.
в
"
Курских
губернских
ведомостях
",
так
и
называется
: "
О
музыкальном
образовании
в
точном
смысле
".
В
ней
говорится
: ''...
Музыкальное
образование
состоит
не
в
том
,
чтобы
развить
технику
,
приучить
глаз
к
скорому
разбиранию нот
,
играть
сочинение
в
темпе
и
такте
,
исполнять
их
даже
с
некоторым
внешним
аплом
-
бом
и
другими
условиями
по
предмету механики
и
поверхностного
впечатле
-
ния
:
нет
!
Не
в
этом
суть
!
Для
того
,
чтобы
вполне
разумно
и
нравственно
на
-
слаждаться и жить музыкой
,
надобно
сознательно
понимать
это
возвышенное
искусство
,
надобно
понимать
музыкальную
мысль
с
её
гармонизацией
,
на
-
добно понимать разные роды музыкальных произведений
с их
содержанием и
прочее
.
Тогда
только
в
действительности
познаётся музыка
,
тогда
только
ус
-
танавливается
правильный
взгляд
и
расширяется
кругозор
в
связи
со
знания
-
ми
и
развитием
в
этом
высокохудожественном
предмете
. ...
Для
полного
по
-
нимания музыки
надо
знать
:
элементарную
теорию музыки
,
гармонию
,
мело
-
дику
,
контрапункт
,
теорию
композиции
и
формы
музыкальных
сочинений
.
Изучению
этих
наук
должно
предшествовать
развитие
слуха
с
помощью
сольфеджио
,
то
есть
пения
с
листа
нот
в
различных
упражнениях
.
Музыкаль
-