79
ное
образование
–
знание
этих
наук
.
Надобно
ещё
добавить
,
что
для
полного
музыкального
образования
имеет
важное
значение
история
музыки
,
она
для
музыканта
так же
необходима
,
как
для
каждого
образованного
человека
все
-
общая
история
народов
.
Музыка
передаёт
сущность
духа
внутренней
жизни
человека
,
в ней
выражена
его
воля
,
облекаясь
в форму изящного искусства по
законам
эстетики
.
В
музыке
отражается
внутренняя жизнь
не
только
одного
человека
,
но
и многих
людей
по
взаимной
их
связи между
собою
и
,
наконец
,
целого общества
..."
В
этой
газетной
статье
-
лекции Аркадий Максимович
не
только
рассу
-
ждает
об
образовании
,
но
и
раскрывает
суть
каждого
музыкального
предмета
,
своеобразно
трактует
теоретические
понятия
.
Интересно
объясняет
Абаза
на
-
значение
гармонии
: "
Мелодия
–
музыкальная
мысль
.
Как
вообще
мысль
без
комментариев
,
ссылок
,
объяснений
часто
толкуется
различно
,
так
и
мелодия
без
гармонии не может быть понята
в
точном
смысле
".
Сейчас
кажется
,
что
ничего
нового
и
оригинального
в
приведённых
словах
нет
.
Но
для
провинциальной
публики
того
времени
эти
рассуждения
были
и
серьёзными
,
и
полезными
.
Статистический
сборник
"
Учебные
заведе
-
ния Курской
губернии
",
изданный
в
1911
году
,
указывает
количество
учеников
в
классах Абазы
.
Цифра
внушает уважение
– 73
человека
.
За
33
года
существования
классов
(
с
1882
по
1915
г
.)
было подготовле
-
но
более полутора
тысяч музыкантов
.
Они
стали
основой
для
дальнейшего
раз
-
вития музыкальной
культуры
в крае
.
Абаза
организовал
хор
рабочих
и
мастеровых
железнодорожного
транспорта
–
явление
для
тех
лет
неординарное
.
Участвовал
в
духовных
кон
-
цертах
,
проходивших
в
Ильинской
церкви
.
Ни
одна
знаменательная
дата
не
проходила мимо
внимания Аркадия Максимовича
.
Так
,
большой
интерес
пред
-
ставляют
его
речи
и
статьи
,
посвящённые
Глинке
,
А
.
Рубинштейну
,
Чайков
-
скому
.
Абаза
–
постоянный
корреспондент
местной
прессы
,
в
том
числе
"
Кур
-
ских
губернских
ведомостей
".
Его
рецензии
и
другие
публикации
отличаются
профессионализмом
,
чуткостью
,
тонкостью
знатока музыки
.
Он много
писал
о
гастролях
,
а
ведь
в
те
годы Курск
,
лежащий
на
"
перекрестке
дорог
",
посещали
многие
знаменитости
:
Собинов
и
Сарасате
,
Ауэр
и
Анджиолетти
,
Вяльцева
и
Сирота
...
По
просьбе
музыковеда Н
.
Ф
.
Финдейзена А
.
М
.
Абаза
состоял
коррес
-
пондентом
"
Русской
музыкальной
газеты
”,
детища Финдейзена
.
Рубрика
"
Му
-
зыка
в
провинции
"
освещала
музыкальную
жизнь
периферийных
городов
.
О
Курске
здесь
помещено
около
двух
десятков
сообщений
.
В
основном
это
ре
-
цензии
на
концерты
вокальной
и
симфонической
музыки
,
отклики
на
летние
гастроли
,
интересные
выставки музыкальных
инструментов
,
подписанные
нес
-
колькими
псевдонимами
:
В
.
Донецкий
,
Л
.,
К
.
Г
.
И
.
Но
лишь
об
одном
коррес
-
понденте можно
говорить
с
уверенностью
–
об А
.
Абазе
.
Аркадий Максимович
имел
тонкое
чутьё
на
музыкальные
таланты
.
Он