Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  81 / 104 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 81 / 104 Next Page
Page Background

79

ное

образование

знание

этих

наук

.

Надобно

ещё

добавить

,

что

для

полного

музыкального

образования

имеет

важное

значение

история

музыки

,

она

для

музыканта

так же

необходима

,

как

для

каждого

образованного

человека

все

-

общая

история

народов

.

Музыка

передаёт

сущность

духа

внутренней

жизни

человека

,

в ней

выражена

его

воля

,

облекаясь

в форму изящного искусства по

законам

эстетики

.

В

музыке

отражается

внутренняя жизнь

не

только

одного

человека

,

но

и многих

людей

по

взаимной

их

связи между

собою

и

,

наконец

,

целого общества

..."

В

этой

газетной

статье

-

лекции Аркадий Максимович

не

только

рассу

-

ждает

об

образовании

,

но

и

раскрывает

суть

каждого

музыкального

предмета

,

своеобразно

трактует

теоретические

понятия

.

Интересно

объясняет

Абаза

на

-

значение

гармонии

: "

Мелодия

музыкальная

мысль

.

Как

вообще

мысль

без

комментариев

,

ссылок

,

объяснений

часто

толкуется

различно

,

так

и

мелодия

без

гармонии не может быть понята

в

точном

смысле

".

Сейчас

кажется

,

что

ничего

нового

и

оригинального

в

приведённых

словах

нет

.

Но

для

провинциальной

публики

того

времени

эти

рассуждения

были

и

серьёзными

,

и

полезными

.

Статистический

сборник

"

Учебные

заведе

-

ния Курской

губернии

",

изданный

в

1911

году

,

указывает

количество

учеников

в

классах Абазы

.

Цифра

внушает уважение

– 73

человека

.

За

33

года

существования

классов

(

с

1882

по

1915

г

.)

было подготовле

-

но

более полутора

тысяч музыкантов

.

Они

стали

основой

для

дальнейшего

раз

-

вития музыкальной

культуры

в крае

.

Абаза

организовал

хор

рабочих

и

мастеровых

железнодорожного

транспорта

явление

для

тех

лет

неординарное

.

Участвовал

в

духовных

кон

-

цертах

,

проходивших

в

Ильинской

церкви

.

Ни

одна

знаменательная

дата

не

проходила мимо

внимания Аркадия Максимовича

.

Так

,

большой

интерес

пред

-

ставляют

его

речи

и

статьи

,

посвящённые

Глинке

,

А

.

Рубинштейну

,

Чайков

-

скому

.

Абаза

постоянный

корреспондент

местной

прессы

,

в

том

числе

"

Кур

-

ских

губернских

ведомостей

".

Его

рецензии

и

другие

публикации

отличаются

профессионализмом

,

чуткостью

,

тонкостью

знатока музыки

.

Он много

писал

о

гастролях

,

а

ведь

в

те

годы Курск

,

лежащий

на

"

перекрестке

дорог

",

посещали

многие

знаменитости

:

Собинов

и

Сарасате

,

Ауэр

и

Анджиолетти

,

Вяльцева

и

Сирота

...

По

просьбе

музыковеда Н

.

Ф

.

Финдейзена А

.

М

.

Абаза

состоял

коррес

-

пондентом

"

Русской

музыкальной

газеты

”,

детища Финдейзена

.

Рубрика

"

Му

-

зыка

в

провинции

"

освещала

музыкальную

жизнь

периферийных

городов

.

О

Курске

здесь

помещено

около

двух

десятков

сообщений

.

В

основном

это

ре

-

цензии

на

концерты

вокальной

и

симфонической

музыки

,

отклики

на

летние

гастроли

,

интересные

выставки музыкальных

инструментов

,

подписанные

нес

-

колькими

псевдонимами

:

В

.

Донецкий

,

Л

.,

К

.

Г

.

И

.

Но

лишь

об

одном

коррес

-

понденте можно

говорить

с

уверенностью

об А

.

Абазе

.

Аркадий Максимович

имел

тонкое

чутьё

на

музыкальные

таланты

.

Он