Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  272-273 / 338 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 272-273 / 338 Next Page
Page Background

261

Александра Лаухина-Холтобина

шлось расстаться по случаю тяжелого ранения Семена, у кото-

рого предполагалась ампутация ноги.

Встретились они не скоро. Семен оказался жив-здоров и с

обеими ногами: выходили, вылечили и поставили на ноги на-

ши медики. И вот друзья стали бывать в гостях друг у друга.

Увидев их вместе, удивилась различию темперамента. Семен

подвижен, энергичен, весел, остер на слово. Сначала Михаил

только поддакивал другу, а потом разговорился сам. Семен

Сивцев, полковой запевала, умел заразить своим весельем да-

же такого молчуна.

В тот вечер мой герой открывался мне в совершенно новом

свете. Оказалось, что он обладал даже зарядом юмора, скры-

тым до поры до времени. Это был мой последний шаг на пути

изучения героя. Очерк "Однополчане" писала с волнением,

чувствуя: есть, что сказать читателю...

Больше всего боялась "Общего выражения лица", когда ге-

рой очерка похож на всех сразу. Потому ищу в человеке наибо-

лее яркие, самобытные черты. Не будет в моих наблюдениях

этого яркого, индивидуального, отличного от того, что есть у

других, о каком очерке может быть речь? Хорошо трудиться -

ну и что же? Большинство людей добросовестно относятся к

своей работе, однако пишем мы не обо всех...

В нашем деле смотреть и видеть - разные понятия. Иной

рабселькор наблюдает за своим героем добрый десяток лет, а

видит далеко не все; часто даже главного, самого интересного

не видит. Потому что не любопытен, не наблюдателен.

Когда герой будущего очерка понятен, дорог и близок тебе,

то и слова о нем хочется найти особенные, выразительные,

теплые. Они уже есть в тебе, только где-то в самом потаенном

уголке. И они непременно придут... Но не бери подряд, а умей

отобрать лучшие.

1977

260

Александра Лаухина-Холтобина

СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ

Прежде чем использовать свои силы в очерке, я изучила те-

орию этого жанра. И, конечно, внимательно присматривалась

к работам известных очеркистов.

Помню, прочла "Ржаное поле" Бориса Панова и думаю: вот

как научиться бы писать! Автор был потом удостоен премии

Союза журналистов СССР. в этом очерке он выступил в защи-

ту ржи, исчезнувшей с полей Тамбовщины. Безусловно, нам,

рабселькорам, тягаться с "маститыми" журналистами трудно,

но польза от знакомства с их материалами несомненна. Ви-

дишь: автору пришлось изучать целую проблему государствен-

ной важности, встретиться со многими людьми. Из многооб-

разия накопленного материала он отобрал самое главное, са-

мое интересное, преподав его читателю сжато и понятно, как

ясный день.

Где-то вычитала: чтобы написать очерк о человеке, надо хо-

рошо понять своего будущего героя, понять его характер, иде-

алы, образ мышления, привычки, отношения к окружающему,

к обязанностям и правам гражданина... Внешне, даже брос-

кие, впечатления, биографические данные, даже если они

весьма внушительны, никак этого заменить не могут.

Однажды задумала написать очерк о соседе-фронтовике.

Наше знакомство с ним и его семьей длится более двадцати

лет. Из-за удивительной скромности Михаила Степановича

долго не знала, что он воевал, думала: не дошел до призывно-

го возраста в войну. Оказывается, в момент призыва ему не

было и семнадцати. В наше время это еще дети, а тогда... Вер-

нулся домой этот "мальчик" с медалью "За отвагу".

На моих глазах кончил техникум, женился, растил двух сы-

новей, добросовестно трудился на кране, ходил в передовиках.

Но уж больно он молчалив: слова не вытянешь. Медленно,

очень медленно накапливала детали для будущего очерка.

Чувствовала: чего-то не хватает. Впору отказаться от замысла.

В семье Михаила Степановича иногда говорили о его фрон-

товой дружбе с земляком из дальнего села Семеном Сивце-

вым. От призывного пункта до самой Германии прошагали

они вместе, все деля пополам. Лишь под Штеттином при-