78
нической
документации
,
технологии
изготовления
и
закупки
оборудования
для
лицензионной
постройки
в СССР
грузопассажирского
самолета ДС
-3.
Этот
са
-
молет
в
различных
модификациях
длительное
время
и
большими
сериями
строился на
заводах под индексом Ли
-2.
После
возвращения
из
командировки
в США М
.
И
.
Гуревича
,
обладавшего
к
тому
времени
большим
опытом
и
недюжинными
способностями
инженера
-
конструктора
,
направили
работать
туда
,
где
решались
основные
проблемы
по
созданию
самолетов
-
истребителей
,
в
которых
так
остро нуждались ВВС
.
Так
он
оказался
в
ОКБ
«
короля
истребителей
»
Героя
Социалистического
Труда
Н
.
Н
.
Поликарпова
.
Николай Николаевич
предложил Михаилу Иосифовичу
возглавить
«
мозго
-
вой
центр
»
ОКБ
–
бригаду
общих
видов
и
эскизного
проектирования
.
В
это
время М
.
И
.
Гуревич
и
встретился
с А
.
И
.
Микояном
.
Между
ними
сложились
хорошие деловые отношения
,
перешедшие
в дружеские
.
Артем Иванович Микоян
(
брат
заместителя
председателя СНК СССР Ана
-
стаса Ивановича Микояна
)
был моложе М
.
И
.
Гуревича
на
12
лет
.
Как
авиакон
-
структор
,
он
успел
сделать
,
конечно
,
немного
.
За
плечами
у
него
была
только
Военно
-
воздушная
академия
и
год
работы
военпредом
на
авиазаводе
.
Потом А
.
И
.
Микоян
стал
помощником
Н
.
Н
.
Поликарпова
по
серийному
производству
последнего
в СССР истребителя
-
биплана И
-153 «
Чайка
».
Он
часто
наведывался
к М
.
И
.
Гуревичу
в
бригаду
общих
видов
,
они
подолгу
обсуждали
,
каким
дол
-
жен быть
современный истребитель
.
В
это
время
обстановка
в
мире
была
крайне
напряженная
.
Угроза
нападе
-
ния
на
СССР
фашистской
Германии
становилась
все
более
реальной
.
Необхо
-
димо было
срочно перевооружать наши ВВС
.
Советские истребители
в
то
время
значительно
отставали по
своим
боевым
качествам
от
немецких
.
Требовалась
немедленная
замена
основной
массы
со
-
стоящих
на
вооружении
истребителей
И
-15,
И
-16
и
И
-153,
поскольку
никакая
модернизация
не
могла
обеспечить
заметного
сдвига
в
их
летных
характери
-
стиках
.
Нужен
был
проект
принципиально
нового
истребителя
,
обеспечиваю
-
щего
резкий
скачок
в
скорости и
высоте полета
.
Вот почему правительство дало
указание
всем
ОКБ
и
заводам
,
занимающимся
истребителями
,
в
кратчайшие
сроки перестроиться на производство
скоростных
самолетов
.
Наиболее
подходящим
стал
проект
скоростного
высотного
истребителя И
-
200,
предложенный А
.
И
.
Микояном
и М
.
И
.
Гуревичем
(
в ОКБ
он
обозначался
шифром
«
Х
»).
8
декабря
1939
года Наркомат
авиационной
промышленности
принял
важ
-
ное
организационное
решение
:
создать
новый
опытно
-
конструкторский
отдел
для
разработки
проекта
и
постройки
самолета И
-200.
Его
начальником
был
на
-
значен А
.
И
.
Микоян
,
а
заместителями
–
М
.
И
.
Гуревич
и В
.
А
.
Ромодин
.
Каж
-
дому
сотруднику ОКБ
было
предоставлено
право
решить
самостоятельно
–
ос
-
таваться
у Н
.
Н
.
Поликарпова
или
перейти
к
А
.
И
.
Микояну
.
Почти
половина
специалистов
заявила
о
желании
работать
в
новом
подразделении
.
В
их
числе
были Н
.
И
.
Андрианов
,
А
.
Г
.
Брунов
,
Я
.
И
.
Селецкий
,
Н
.
З
.
Матюк
,
А
.
Т
.
Тока
-
рев и другие
…