77
В
первые
годы
существования
института
в
нем
появилась
авиасекция
,
ко
-
торую
создал
и
возглавил
профессор
,
впоследствии
академик
АН
Украинской
ССР
Г
.
Ф
.
Проскура
.
В
числе
инициаторов
и
первых
членов
авиасекции
был
Михаил Гуревич
.
Институтская
авиасекция
была
первичной
ячейкой
существовавшего
тогда
общества
авиации
и
воздухоплавания Украины
и Крыма
(
ОАВУК
),
которая
ве
-
ла
пропаганду
и
содействовала
отечественной
авиации
.
Позже
секция
перерос
-
ла
в
специальность факультета
,
а
затем
и
в факультет
,
из
которого
в
1930
году
сформировался Харьковский
авиационный институт
…
Михаил
и
его
друзья
занимались
не
только
в
аудиториях
,
но
и
на
аэродро
-
ме
.
Там
,
на
летном
поле
,
делали
зарисовки
различных
узлов
и
агрегатов
,
а
по
-
том
спроектировали
и
построили
два
планера
– «
Бумеранг
»
и
«
Аист
»,
которые
хранились
в
заброшенном
сарае
.
В
1924
году
студенты ХТИ
во
главе
с М
.
Гуревичем
решили
показать
свои
самолеты
без моторов
на
всесоюзных
планерных
состязаниях
в Коктебеле
.
Они
летали
прекрасно
.
Однако
«
Бумеранг
»
постигла
беда
.
В
горах
он
попал
в
воз
-
душный поток и
разрушился
,
а планерист погиб
...
Михаил
сильно
переживал
случившееся
.
Это
был
поучительный
урок
в
на
-
чале
его
творческой
биографии
.
Путем
скрупулезного
анализа
он
отыскал
ошибку
в
конструкции планера и
написал
свой
первый печатный
труд
«
Практи
-
ческое
руководство
к
постройке
планера
»,
выпущенное
в
1925
году
харьков
-
ским
издательским
обществом
«
Агрохим
».
В
нем
были
даны
подробные
указа
-
ния
по
сборке
деталей
,
агрегатов
и
всего
планера
,
при
этом
учитывались
раз
-
личные
конструкции фюзеляжа и
крыла
.
Схемы
и
рисунки
в
книге
сделал
сам
автор
.
Кроме
того
,
в
ней
были
поме
-
щены
технологические
установки
,
что
свидетельствовало
о
потенциальных
способностях будущего
авиаконструктора
.
После
окончания
института
из
-
за
отсутствия
работы
по
специальности
ин
-
женер
-
конструктор М
.
И
.
Гуревич
вынужден
был
три
года
заниматься
пробле
-
мами
промышленной
вентиляции
в Харьковском
отделении
общества
«
Тепло
и
сила
».
Переломным
моментом
в
биографии М
.
И
.
Гуревича
стал
1929
год
,
когда
он
переехал
из
Харькова
в
Москву
.
Сначала
он
проектировал
гидросамолет
ТОМ
-1
в КБ Поля
Рошаля
,
а
в
1932
году
перешел
в ЦКБ
завода №
39
им
.
Мен
-
жинского
в
бригаду
главного
конструктора
С
.
А
.
Кочеригина
.
Его
яркая
инди
-
видуальность
и
широта
знаний
как
авиационного
специалиста
,
инженера
-
конструктора
,
а
затем
и
руководителя
группы
общих
видов
проявились
при
создании
бронированного штурмовика
ТШ
-3.
Самолет
успешно
прошел
испы
-
тания
и
получил
положительную
оценку
заказчика
.
Высшее
военное
руково
-
дство
страны
на
все
лады
расхваливало машину
,
однако
решение
о
запуске
ее
в
серию
так
и
не
последовало
. «
А жаль
, –
вспоминал
спустя
годы М
.
И
.
Гуревич
,
–
если
бы
приняли
такое
решение
,
то
наши
бронированные штурмовики
появи
-
лись бы на несколько
лет раньше
».
В
1936
году
в
составе
группы
советских
авиационных
специалистов М
.
И
.
Гуревича
командировали
на
американскую
фирму
«
Дуглас
»
для
приемки
тех
-