Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  79 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 79 / 122 Next Page
Page Background

77

В

первые

годы

существования

института

в

нем

появилась

авиасекция

,

ко

-

торую

создал

и

возглавил

профессор

,

впоследствии

академик

АН

Украинской

ССР

Г

.

Ф

.

Проскура

.

В

числе

инициаторов

и

первых

членов

авиасекции

был

Михаил Гуревич

.

Институтская

авиасекция

была

первичной

ячейкой

существовавшего

тогда

общества

авиации

и

воздухоплавания Украины

и Крыма

(

ОАВУК

),

которая

ве

-

ла

пропаганду

и

содействовала

отечественной

авиации

.

Позже

секция

перерос

-

ла

в

специальность факультета

,

а

затем

и

в факультет

,

из

которого

в

1930

году

сформировался Харьковский

авиационный институт

Михаил

и

его

друзья

занимались

не

только

в

аудиториях

,

но

и

на

аэродро

-

ме

.

Там

,

на

летном

поле

,

делали

зарисовки

различных

узлов

и

агрегатов

,

а

по

-

том

спроектировали

и

построили

два

планера

– «

Бумеранг

»

и

«

Аист

»,

которые

хранились

в

заброшенном

сарае

.

В

1924

году

студенты ХТИ

во

главе

с М

.

Гуревичем

решили

показать

свои

самолеты

без моторов

на

всесоюзных

планерных

состязаниях

в Коктебеле

.

Они

летали

прекрасно

.

Однако

«

Бумеранг

»

постигла

беда

.

В

горах

он

попал

в

воз

-

душный поток и

разрушился

,

а планерист погиб

...

Михаил

сильно

переживал

случившееся

.

Это

был

поучительный

урок

в

на

-

чале

его

творческой

биографии

.

Путем

скрупулезного

анализа

он

отыскал

ошибку

в

конструкции планера и

написал

свой

первый печатный

труд

«

Практи

-

ческое

руководство

к

постройке

планера

»,

выпущенное

в

1925

году

харьков

-

ским

издательским

обществом

«

Агрохим

».

В

нем

были

даны

подробные

указа

-

ния

по

сборке

деталей

,

агрегатов

и

всего

планера

,

при

этом

учитывались

раз

-

личные

конструкции фюзеляжа и

крыла

.

Схемы

и

рисунки

в

книге

сделал

сам

автор

.

Кроме

того

,

в

ней

были

поме

-

щены

технологические

установки

,

что

свидетельствовало

о

потенциальных

способностях будущего

авиаконструктора

.

После

окончания

института

из

-

за

отсутствия

работы

по

специальности

ин

-

женер

-

конструктор М

.

И

.

Гуревич

вынужден

был

три

года

заниматься

пробле

-

мами

промышленной

вентиляции

в Харьковском

отделении

общества

«

Тепло

и

сила

».

Переломным

моментом

в

биографии М

.

И

.

Гуревича

стал

1929

год

,

когда

он

переехал

из

Харькова

в

Москву

.

Сначала

он

проектировал

гидросамолет

ТОМ

-1

в КБ Поля

Рошаля

,

а

в

1932

году

перешел

в ЦКБ

завода №

39

им

.

Мен

-

жинского

в

бригаду

главного

конструктора

С

.

А

.

Кочеригина

.

Его

яркая

инди

-

видуальность

и

широта

знаний

как

авиационного

специалиста

,

инженера

-

конструктора

,

а

затем

и

руководителя

группы

общих

видов

проявились

при

создании

бронированного штурмовика

ТШ

-3.

Самолет

успешно

прошел

испы

-

тания

и

получил

положительную

оценку

заказчика

.

Высшее

военное

руково

-

дство

страны

на

все

лады

расхваливало машину

,

однако

решение

о

запуске

ее

в

серию

так

и

не

последовало

. «

А жаль

, –

вспоминал

спустя

годы М

.

И

.

Гуревич

,

если

бы

приняли

такое

решение

,

то

наши

бронированные штурмовики

появи

-

лись бы на несколько

лет раньше

».

В

1936

году

в

составе

группы

советских

авиационных

специалистов М

.

И

.

Гуревича

командировали

на

американскую

фирму

«

Дуглас

»

для

приемки

тех

-