Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  273 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 273 / 734 Next Page
Page Background

537

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

538

средственно творчеснй элементъ въ Пуш­

кине былъ несравненно сильнее мыслитель-

наш сознательнаго элемента, такъ что ошиб­

ки носл'Ьдняго, какъ бы безъ ведома самого

поэта, поправлялись первымъ, и внутренняя

логика, разумность глубокаго поэтическаго

созерцанш сама собой торжествовала надъ

неправильностью рефлекей поэта. Повто-

ряемъ: «Цыгане» служить неопровержимыми

доказательетвомъ

справедливости

нашего

мнешя. Идея «Цыгань» вся сосредоточена

въ repot этой поэмы— Алеко. А что хотели

Пушкинъ выразить этими дищомъ?— Не труд­

но ответить: веятй, даже съ перваго, по-

верхностнаго взгляда на поэму, увидитъ, что

въ Алеко Пушкинъ хотйлъ показать обра-

зецъ человека, который до того проникнута

соз-нашемъ челов^ческаго достоинства, что

въ общественномъ устройстве видитъ одно

только унижете и нозоръ этого достоинства,

и потому, проклявъ общество, равнодушный

къ жизни, Алеко въ дикой цыганской воле

шцетъ того, чего не могло дать ему образо­

ванное общество, окованное предразсудками

и приличшми, добровольно закабалившее се­

бя на унизительное служете идолу золота.

Вотъ что хотели Пушкинъ изобразить въ

лиц'й своего Алеко; но успйлъ ли онъ въ

этомъ, то ли именно изобразили онъ?—

Правда, поэта настаиваетъ на этой мысли,

и видя, что посгупокъ Алеко съ Земфирой

явно ей противоречить, сваливаетъ всю ви­

ну на «роковыя страсти, живупця подъ разо­

дранными шатрами», и на «судьбы, отъ ко-

торыхъ. нигде нетъ защиты». Но весь ходи

поэмы, ея развязка и особенно играющее въ

ней важную роль лицо стараго цыгана не­

оспоримо показываютъ, что, желая и думая

изъ этой поэмы создать апоееозу Алеко, какъ

поборника правь человеческаго достоинства,

поэта вместо этого сделали страшную сати­

ру на него и на подобныхъ ему людей, из­

реки надъ нимъ суди неумолимо трагиче-

сшй и вместе съ теми горько ироничесшй.

Кому не случалось встречать въ обществе

людей, которые изъ всехъ силъ бьются про­

слыть такъ - называемыми «либералами» и

которые достигаютъ не более, какъ незавид-

наго прозвища жалкихъ крикуновъ? Эти лю­

ди всегда поражаютъ наблюдателя самыми

простодушными, самыми комическими про-

тиворечшмъ евоихъ словъ съ поступками.

Много можно было бы сказать объ этихъ

людяхъ характеристическаго, чемъ такъ рез­

ко отличаются они отъ всехъ другихъ лю­

дей; но мы предночитаемъ воспользоваться

здесь чужой, уже готовой характеристикой,

которая соедпяяетъ въ себе два драгоцен­

ный качества— краткость и полноту: мы го-

воримъ объ этихъ удачныхъ стихахъ покой-

наго Дениса Давыдова:

А глядишь—нашъ Мирабо

Стараго Гаврилу,

За измятое жабо,

Хлещетъ въ уст> да въ рыло;

А глядишь— нашъ Лафаэтъ,

Брутъ или ФабрицЩ

Мужичковъ нодъ прессъ кладетъ

Вместе съ свекловицей.

Таше люди, конечно, смешны и съ нихъ

довольно легонькаго водевиля или сатириче­

ской песенки, ловко сложенной Давыдовыми;

но поэмы они не стоять. Никакъ нельзя ска­

зать, чтобъ Алеко Пушкина былъ изъ этихъ

людей, но и нельзя также сказать, чтобъ онъ

не былъ ими сродни. Великая мысль являет­

ся въ действительности двойственно— коми­

чески и трагически, смотря по личными ка­

чествами людей, въ которыхъ она выра­

жается. Дурная страсть въ человеке ничтож-

номъ или забавна, какъ глупость, или отвра­

тительна, какъ мерзость; дурная страсть въ

человеке съ характеромъ и умомъ ужасна:

первая наказывается хохотомъ или презре-

шемъ, смешанными съ омерзешемъ; вторая

служить для людей трагическими урокомъ,

потрясающими душу. Вотъ почему для пер­

вой довольно легонькаго водевиля или сати­

рической песенки, много уже, если комедш;

для второй нужна сатира Барбье, и ея не

погнушается даже трагедш Шекспира..Глу-

пецъ, который корчить изъ себя Мирабо,.

есть не что иное, какъ маленьтй эгонзмъ,

который не любитъ для себя тйхъ самыхъ

стеснителъныхъ формъ, которыми любитъ

душить другихъ. Дайте этому эгоизму огром­

ный объемъ, придайте къ нему большой умъ,

сильныя страсти, способность глубоко пони­

мать и чувствовать всякую истину, пока она

не противоречить ему,— й передъ вами весь

Алеко,— такой, какимъ создалъ его Пушкинъ.

Не страсти погубили Алено. «Страсти» —

слишкомъ неопределенное слово, пока вы не

назовете ихъ по именами: Алеко погубила

одна страсть, и эта страсть— эгонзмъ! Про­

следите за Алеко въ развитщ целой поэмы,

и вы увидите, что мы правы.

Приведя встреченнаго за холмомъ, подле

цыганскаго табора, Алеко, Земфира гово­

рить своему отцу между прочими:

Онъ хочетъ быть, какъ мы, цыганомъ;

Его пресл'Ьдуетъ законъ.

В ъ этихъ словахъ Алеко является еще толь­

ко таинственными, загадочными лицомъ, не

более; для безпристрастной наблюдательности

онъ еще не можетъ показаться ни преступ-

никомъ вследствш эгоизма, ни жертвой не-

справедливаго гонетя, и только мелшй ли­

берализму въ своей поверхностности, готовь

сразу принять его за мученика идеи. Но

вотъ таборъ снялся; Алеко уныло смотритъ

на опустелое поле и н е с м ё е т ъ растолко-