— 19
въ Москв!, о чемъ до этого едва-ли такъ ясно рисовало
воображены. Въ одинъ часъ вся исторш проб!житъ въ
голов1!, и вспомнишь про удары татарщины, про эпоху
казней, про хаосъ смутнаго времени, про отечественную
войну. И все это такъ живо нарисуется, какъ будто былъ
свид!телемъ этого и, представивъ все это, вздохнешь и ска
жешь: „да, много претершЬлъ русскШ народъ, но изъ вс!хъ
тяжелыхъ перипетш, какъ бы окрестивнййся водою и огнемъ,
онъ вышелъ здоровый, могучШ и закаленный въ б!дств1яхъ
и несчастыхъ! Окунувшись хотя мысленно въ воспоминае
мая событы, подышавъ атмосферою этихъ событШ, неволь
но чувствуешь, что сердце твое приковано къ прошлому
и настоящему родного народа, любишь его, любишь свою
родину и становишься самымъ рьянымъ патрытомъ, в!руя,
что м1ровая роль русскаго народа еще не кончилась!
Изъ всего сказаннаго видно, что, кром! св!тлыхъ удо-
вольствШ, экскурсы им!етъ высоко-образовательное значе-
Hie какъ для самого учителя, такъ равно черезъ него и
для учениковъ школы. Увид!въ воочш исторически досто
примечательности, учителя ихъ жив!е передадутъ на сво-
ихъ урокахъ, сильнее запечатл!ютъ въ сознаны д!тей.
Вообще же экскурсы должна быть признана совер
шенно удавшейся, вполн! достигнувшей ц!ли. В!дь нужно
хотя отчасти знать положены сельскаго учителя нашихъ
захолустьевъ, безвы!здно и одиноко изъ года въ годъ про
живающая) въ своемъ углу, никогда и во сн! не видавшаго
столицы и его культурныхъ богатствъ, чтобы понять все
то счастье, которое пережили учителя и учительницы Кур
ской губерны въ эти 10 дней: они останутся памятными
на всю жизнь.
Кстати нужно заметить, что некоторые изъ учителей
нашли возможнымъ (4 и 5 января) посетить знаменитую
Троице-Серпеву Лавру, а 6-го большинство изъ учителей
отправились въ обратный путь изъ Москвы.
Нужно отдать полную справедливость гЬмъ членамъ
педагогическаго общества (учителей и учительницъ Москов-
скихъ народныхъ школъ), который взяли на себя трудъ и