— 17 —
нымъ училшцамъ по следующей программе: 1)Д. И. Гихо-
мировъ прочиталъ докладъ одной азъ комиссШ отделены—
„Желательныя изменены въ программе по русскому языку
для начальныхъ народныхъ школъ", 2) С. К. Говоровъ
прочиталъ свой докладъ „О попечительствахъ въ началь
ныхъ школахъ—едиаоличномъ и коллепальномъ®—оба эти
доклада вызвали оживленный обмйнъ мыслей.
Въ свободное отъ занятШ время, каждый учащш
спе-
шилъ дишнш разъ посмотреть на исторически памятники
Кремля.
На первомъ месте между ними стоить колокольня
Ивана Великаго, бросающаяся въ глаза еще издали своимъ
высоко подымающимся шпвлемъ, а около нея торжественно
возсЬдаетъ Царь Колоколъ, напоминаюнцй своимъ видомъ
шлемъ съ головы сказочнаго богатыря, оставившаго его
здесь на удивлены последующимъ поколешямъ, какъ знакъ
своей силы и мощности,
Посмотревши на эти памятники, моментально вспо
минаются те злополучные дни, когда людъ Московскаго
царства стоналъ подъ стогнами правления царя Бориса
Годунова; когда Русь наша какъ-бы sa содействш хитраго
предполагаемаго узорпаторства Бориса наказуема была
свыше поветрыми, пожарами и голодомъ; когда тысячи
тощихъ рукъ протягивались въ монастыряхъ и соборахъ
къ царю Борису, прося у него насущный кусокъ хлеба, и
когда Борисъ, дабы увековечить свое имя, тысячами голо-
дающихъ рукъ ностроилъ эту великую башню. И, наконецъ,
это памятникъ того царя правителя, указомъ котораго
рухнула последняя свобода русскаго крестьянина, порва
лась последняя струна человеческаго обращены помЬщи-
ковъ съ крестьянами—истощилась производительность рус
скаго духа.
Противъ этого памятника—на другой стороне пло
щади, какъ-бы для лучшаго сравнены благодетельныхъ ре-
формъ другого нашего
С
амодержца
,
подъ
куполомъ, окру-
женнымъ съ трехъ сторонъ галлереей, возвышается гигант
ская бронзовая фигура, на бронзовомъ-же пьедестале, на