16
мания, являвшаяся раньше одним из главнейших пот
ребителей экспортируемого из ЦЧО хлеба, значитель
но сократила его ввоз.
Это отодвинуло ЦЧО на мировом хлебном рынке на
задний план.
Дальнейшее развитие сети железных дорог в России
вызвало к жизни новые сельско-хозяйственные районы,
которые оказались мощными конкурентами для ЦЧО
на внутреннем рынке; таким образом и на внутреннем
рынке ЦЧО должна была также отойти на задний
план. Неблагоприятная для ЦЧО кон'юнктура на миро
вом и внутреннем рынках вела сельское хозяйство об
ласти к упадку, что характеризуется следующими дан
ными.
Валовая продукция сельского хозяйства ЦЧО на од:
ного человека в
ляла:
рублях по довоенным ценам состав-
1887 г.® 1901 г.
1913 г.
Орловская губ. .
; Курская
„ .
• 51,9
37,4
28,5
51.9
36,8
35,7
Воронежская „ . . 55,3
' 34,3
39,1
Тамбовская „ . . 52,1
41,8
32,1
Единственным выходом из этого тупика мог быть
только один—переход от трехпольной зерновой системы
к более интенсивной. Однако, этого произойти не мог
ло в силу сложившихся в области после реформы
1861 г. социально-экономических отношений.
Реформа 1861 г., проведенная в интересах помещи
ков, сократила крестьянский дореформенный земель
ный фонд и возложила на крестьянство непосильные
выкупные платежи и налоги, что привело крестьянство