Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  67 / 116 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 67 / 116 Next Page
Page Background

65

на историко-филологическое отделение московских курсов «Коллективные

уроки»; обучение и первые литературные опыты приходилось сочетать с рабо-

той ради денег – частными уроками, службой в Статистическом комитете. Уже

после смерти Чеботаревской Сологуб выписал отдельные фрагменты из ее ран-

него неоконченного рассказа «Дилемма» (1896), отметив, что психология ге-

роини «носит ее черты»: «Беготня по урокам, редакциям, конторам и пр. За

долгий и утомительный труд — скудные гроши. Время бежит, подтачивается

здоровье, лучшие годы проходят в борьбе с нуждою, умственные интересы

слабнут; ничего впереди, ничего позади ... Молчаливая и замкнутая девушка,

скрывавшая под гордою внешностью нежное сердце и страстную, пылкую на-

туру... Ученье и чтение книг...Любила побыть наедине со своими мыслями и

чувствами. Без устали работал ее ум, без устали искала она света и выхода из

этой узкой, безрадостной жизни, без живого, осмысленного дела, которое за-

хватило бы ее всю, без любви, которой бы она могла отдаться всем своим су-

ществом, жаждавшим ласки и участия...» В 1905 году Чеботаревская приехала в

Санкт-Петербург из Москвы, до того проучившись четыре года во французских

высших учебных заведениях. В 1907 Анастасия Чеботаревская познакомилась с

Сологубом, между ними завязалась деловая переписка, осенью переросшая во

взаимный интерес друг к другу. Толчком к переписке послужило обращение

Чеботаревской к Сологубу с просьбой дать свою краткую биографию для заду-

манного ею справочника «Краткие автобиографические данные русских писа-

телей за последнее 25-летие русской литературы».

Задуманной книги она тогда не издала, но позднее, в 1914 году, подгото-

вила обстоятельную биографию Сологуба для биобиблиографического спра-

вочника профессора Венгерова (это единственная своего рода «авторизован-

ная» биография писателя).

В 1908 г. вышла замуж за Сологуба (официальное венчание состоялось в

сентябре 1915 г.). Близко восприняв творчество мужа, Чеботаревская не огра-

ничилась статьями о писателе, а стала также вникать во все литературные связи

мужа, стараясь укрепить их, стала, можно сказать, его литагентом. В 1910 г.

Сологуб с Чеботаревской переехали в дом 31 по Разъезжей улице в Петербурге,

где стараниями Чеботаревской был устроен настоящий салон, в котором, по

выражению К. Эрберга, «собирался почти весь тогдашний театральный, худо-

жественный и литературный Петербург». В салоне на Разъезжей устраивались

специальные вечера в честь новых интересных поэтов. Были вечера Анны Ах-

матовой, Сергея Есенина, Игоря Северянина.

Именно Чеботаревская вдохнула новую жизнь в творчество Фёдора Соло-

губа 1910-х, и именно её трагическое самоубийство оплакивал Сологуб в своей

поздней поэзии. Подобная человеческая избранность судьбы Чеботаревской не

заслонила её неоспоримый вклад в русскую культурную жизнь начала XX в.

А. Чеботаревская была автором ряда пьес и рассказов, составителем анто-

логии «Думы и песни» (1911), «Война в русской поэзии» (1915), «Любовь в

письмах выдающихся людей XVIII и XIX века» (1913), «Война в русской по-

эзии» (1915), «Россия в родных песнях» (1915). Последней её работой стала

книга «Женщина накануне Революции 1789 года» (1922).