65
на историко-филологическое отделение московских курсов «Коллективные
уроки»; обучение и первые литературные опыты приходилось сочетать с рабо-
той ради денег – частными уроками, службой в Статистическом комитете. Уже
после смерти Чеботаревской Сологуб выписал отдельные фрагменты из ее ран-
него неоконченного рассказа «Дилемма» (1896), отметив, что психология ге-
роини «носит ее черты»: «Беготня по урокам, редакциям, конторам и пр. За
долгий и утомительный труд — скудные гроши. Время бежит, подтачивается
здоровье, лучшие годы проходят в борьбе с нуждою, умственные интересы
слабнут; ничего впереди, ничего позади ... Молчаливая и замкнутая девушка,
скрывавшая под гордою внешностью нежное сердце и страстную, пылкую на-
туру... Ученье и чтение книг...Любила побыть наедине со своими мыслями и
чувствами. Без устали работал ее ум, без устали искала она света и выхода из
этой узкой, безрадостной жизни, без живого, осмысленного дела, которое за-
хватило бы ее всю, без любви, которой бы она могла отдаться всем своим су-
ществом, жаждавшим ласки и участия...» В 1905 году Чеботаревская приехала в
Санкт-Петербург из Москвы, до того проучившись четыре года во французских
высших учебных заведениях. В 1907 Анастасия Чеботаревская познакомилась с
Сологубом, между ними завязалась деловая переписка, осенью переросшая во
взаимный интерес друг к другу. Толчком к переписке послужило обращение
Чеботаревской к Сологубу с просьбой дать свою краткую биографию для заду-
манного ею справочника «Краткие автобиографические данные русских писа-
телей за последнее 25-летие русской литературы».
Задуманной книги она тогда не издала, но позднее, в 1914 году, подгото-
вила обстоятельную биографию Сологуба для биобиблиографического спра-
вочника профессора Венгерова (это единственная своего рода «авторизован-
ная» биография писателя).
В 1908 г. вышла замуж за Сологуба (официальное венчание состоялось в
сентябре 1915 г.). Близко восприняв творчество мужа, Чеботаревская не огра-
ничилась статьями о писателе, а стала также вникать во все литературные связи
мужа, стараясь укрепить их, стала, можно сказать, его литагентом. В 1910 г.
Сологуб с Чеботаревской переехали в дом 31 по Разъезжей улице в Петербурге,
где стараниями Чеботаревской был устроен настоящий салон, в котором, по
выражению К. Эрберга, «собирался почти весь тогдашний театральный, худо-
жественный и литературный Петербург». В салоне на Разъезжей устраивались
специальные вечера в честь новых интересных поэтов. Были вечера Анны Ах-
матовой, Сергея Есенина, Игоря Северянина.
Именно Чеботаревская вдохнула новую жизнь в творчество Фёдора Соло-
губа 1910-х, и именно её трагическое самоубийство оплакивал Сологуб в своей
поздней поэзии. Подобная человеческая избранность судьбы Чеботаревской не
заслонила её неоспоримый вклад в русскую культурную жизнь начала XX в.
А. Чеботаревская была автором ряда пьес и рассказов, составителем анто-
логии «Думы и песни» (1911), «Война в русской поэзии» (1915), «Любовь в
письмах выдающихся людей XVIII и XIX века» (1913), «Война в русской по-
эзии» (1915), «Россия в родных песнях» (1915). Последней её работой стала
книга «Женщина накануне Революции 1789 года» (1922).