54
К
100-
летию
любимого
учителя Юрий Иванович
написал
воспомина
-
ния
"
Владимир
Яковлевич
",
опубликованные
во
2-
м
номере
"
Невы
"
за
1955
год
.
Диплом
"
Принципы
изображения
былинного
героя
"
был
защищен
в
1961
г
.
блестяще
.
Филологическое
"
чутье
"
его
уже
в
студенческие
годы
было
удивительным
,
он
очень
хорошо
чувствовал
текст
,
время
,
литературные
тра
-
диции
.
В
1961
г
.
он
уехал
в
с
.
Тарасовка Приморского
края
работать
учителем
русского
языка и
литературы
,
год
спустя
это
была
уже школа
в Лазо
там же
,
в
Приморье
.
Он
был
хорошим
учителем
,
в Лазо
организовал
учительский
хор
.
Но
хотелось учиться дальше
,
и
в
1963
г
.
осенью
он
держал
экзамен
в
аспиран
-
туру
при
кафедре
русской
литературы
в
ЛГУ
.
Стремительно
потекли
годы
учения
,
годы
становления
,
годы
творческих
мук
и
радостей
,
годы
общения
с
любимым
преподавателем
.
Владимир Яковлевич мечтал
видеть
своего
учени
-
ка
со
временем
на
кафедре
,
на
своем
месте
,
но
судьба
распорядилась
иначе
.
Не
помогла
и
успешно
защищенная
диссертация
по
поэтике
героического
эпоса
,
Надо
было иметь
ленинградскую прописку
,
быть членом партии
.
Этого
ничего
не
было
и
,
как
выразилась
в
своих
воспоминаниях
о Владимире Яков
-
левиче
В
.
И
.
Еремина
,
Ю
.
Юдин
был
просто
порядочным
человеком
.
И
Вла
-
димир
Яковлевич
не
мог
помочь
,
правда
,
советовал
не
огорчаться
,
да Ю
.
И
.
Юдин
и не
огорчался
.
Была школа
,
был
любимый и
умный
учитель
,
было
лю
-
бимое
дело
.
Первый
год
работал
в Донецком
университете
,
а
в мае
1967
г
.
на
-
всегда
связал
свою
судьбу
с Курским педагогическим институтом
.
Сначала
вел
курс
русской
литературы
первой
половины
XIX
в
.,
потом
фольклор
и
древнерусская
литература
.
Работал
,
искал
,
с
удовольствием
пла
-
нировал практические
занятия
,
радовался
,
когда
студенты интересно мыслили
и
понимали
его
.
И
,
конечно
,
была первая
,
особо
запомнившаяся
студенческая
группа
,
ансамбль
"
Посиделки
".
Долго
потом
пришлось
объяснять
,
когда
тре
-
бовали
возрождения
"
Посиделок
",
что
эти
девочки
были
такие
музыкальные
,
такие
талантливые
,
что
сам
он
был
только
вдохновителем
,
что
научить
петь
других
он
не
мог
.
И
были
поездки
в
колхоз
,
и
особенно
дорогие
ему
фольк
-
лорные
экспедиции
.
Против
ожидания
,
дело
тут шло
хорошо
,
умел
и
органи
-
зовать
,
и
заработать
,
а
главное
-
записать
песни
,
сказки
,
загадки
.
Приезжал
из
них
всегда
вдохновленный
и
говорил
,
что
невозможно
поверить
в
вырожде
-
ние народа
,
сохранившего
такие
богатства
.
Он
уважал
тех
,
с
кем приходилось
говорить
,
он
никогда
не
выбирал
специальных
слушателей
,
был
искренен
со
всеми
.
Докторская
диссертация
была
готова
у
него
сразу
после
кандидатской
.
Он
всегда
считал
,
что
именно
занятия
со
студентами
дают
возможность
про
-
верить
свои научные
поиски и
что
только
тогда
хороши
занятия
,
когда пробу
-
ешь
свое
,
то
,
что
задумал
,
открыл
.
Наверное
,
поэтому
его и
любили
студенты
,
много раз приходилось
слышать
,
что Ю
.
И
.
Юдину
стыдно плохо отвечать
.