Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  477 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 477 / 734 Next Page
Page Background

179

СОЧИНЕНЫ В. Г. БИЛИНСКАГО.

180

фризовыхъ шинеляхъ, еъ небритыми под­

бородками, пишутъ на заказъ мелкимъ кни­

гопродавцами шгохщ книжонки: чтб жъ тутъ

худого? Почему писаке не находить свой

кусокъ хлеба, какъ онъ можетъ и ум'Ьетъ?

—Но эти писаки портятъ вкусъ публики,

унижаютъ литературу и зваше литерато­

ра?—Положимъ, такъ; но чтобы они не вре­

дили вкусу публики и успехами литерату­

ры, для этого есть журналы, есть критика.—

Ш}тъ, нами этого мало: будь наша воля—

мы запретили бы писаками писать вздоры,

а книгопродавцами издавать ихи... И отку­

да, оти кого выходятн подобный мысли?—

изи журналови, отъ литераторовн!... Между

ними есть ужасные запретители: кромй сво-

ихъ сочинешй, таки бы все и запретили

гуртомп... Некоторые и на этомъ не оста­

новились бы, но желали бы запретить про­

дажу всякихи другихи товаровъ,—даже хлй-

ба и соли, кромё свопхн сочинешй... Явился

у наеи писатель, юмористичесшй талантн

котора го имели до того сильное влшше на

всю литературу, что дали ей совершенно но­

вое на правлете. Его стали порочить. Хоте­

ли уверить публику, что они—Поль-де-Кокъ,

живописецп грязной, неумытой и неприче­

санной природы. Они не отвечали никому

и шели себе впереди. Публика въ отноше-

т и къ нему разделилась на двЬ стороны,

изи которыхп самая многочисленная была

решительно противи него,—чтб, впрочеми,

нисколько не мешало ей раскупать, читать

и перечитывать его сочинены. Наконеци, и

большинство публики стало за него: чтб

делать порицателями? Они начали призна­

вать ви немъ таланти, даже большой, хотя,

по ихи словами, идунцй не по настоящему

пути; но вместе си этими стали давать

знать и намекали прямо, что они, будто быу

унижаетъ все русское, оскорбляети почтен­

ное сословю чиновникови и т. п. Но эти

господа хлопочути совсйми не о чиновни-

кахи, а о самихи себе: ими бы хотелось за­

ставить молчать всю современную литерату­

ру, чтобы публика, не имея ничего хоро-

шаго, поневоле принялась за чтеше ихи со­

чинешй и начала бы снова покупать ихи...

И это все печатается, а публика читаети,

потому что если бы этого никто не читали,

то это и не печаталось бы... Вей мнйшя

находятъ у наси место, простори, внимание

и даже последователей. Что же это, если

не незрелость и не шаткость общественна-

го мнены? Но со войми этими истина и

здравый вкуси все-таки идутъ твердыми

шагами и овладйваютп полеми этой безпо-

рядочной битвы мнешй. Если веяшй лож­

ный и пустой, но блестянцй таланти непре­

менно пользуется успехоми, то не было еще

примйра, чтоби истинный таланти не были

у наси признани и не получили успеха.

Ложные авторитеты падаютп со дня на день.

Давно ли слава Марлинскаго—этого жонгле­

ра фразы, казалась колоссальной?—Теперь

о неми уже и не говорить, не только не

хвалятп, даже и не браняти его. Такихъ

примеровп можно бы привести много. Все

это доказываете, что и литература, и обще­

ство наше еще слишкомт. молоды и незре­

лы, но что ви нихи кроется много здоро­

вой жизненной силы, обещающей богатое

развиты ви будущеми.

Рази где-то была высказана мысль, что

у наси больше художественныхи, нежели

беллетристичеекихн произведен^, больше ге-

шеви, нежели талантови. Какъ всякая са­

мобытная и оригинальная мысль, она воз­

будила толки. И действительно, си перваго

взгляда эта мысль можети показаться стран­

ными парадоксоми; но тйми не менее она

справедлива въ основанш. Чтоби убедить­

ся ви этомъ, стоить только бросить бег­

лый взгляди на ходи нашей литературы,

отъ ея начала до настоящаго времени. Бел­

летриста есть подражатель, онъ живета чу­

жой мыслью — мыслью гешя. Правда, ге-

нш перваго перюда нашей литературы, до

Пушкина, были не чемъ иными, какъ бел­

летристами въ отношенш къ европейскими

писателями, у которыхъ они учились пи­

сать, заимствовали п форму, и мысли; но

въ нашей литературе роль ихи была со-

всеми другая. Кантемиръ подражали Го-

ращю и Буало и со всеми теми въ русской

литературе были совершенно оригиналь­

ными писателемъ, предметомъ удивленш

для современниковъ, которые видели въ немъ

гешя, и уваженш для потомства, которое

видитъ въ немъ одно изи замечательныхъ

лицъ нашей литературы. Нечего и говорить

въ этомъ отношенш о Ломоносове, Держави­

не и Фонвизине: это были действительно

геншльные люди, а второй изъ нихъ даже

былъ действительно гешальнымъ поэтомъ.

Но и Сумароковъ, Херасковъ, Петровъ,

Богдановичи и Княжнинъ считались въ

ихи время и даже долго после ихи смерти

великими поэтами. Сергей Николаевичи

Глинка—этотъ почтенный и всегда вдохно­

венный ветеранъ нашей литературы — и

теперь считаета ихи великими поэтами. И

хотя наше время думаетъ объ этомъ совсемъ

иначе, однако жъ оно не можетъ не согла­

ситься, что и мнете Сергея Николаевича

Глинки и его времени имеете. свое основаше.

Первые деятели всякой литературы, а

особенно подражательной, являются даже и

потомству въ такихъ болыпихъ размерахъ,

которые уже не существуютъ для такихъ