Чрезъ пять л тъ по томъ 1283 году, Татаринъ Ахметъ подданной царю Нагаю,
откупилъ дани въ области Курской; и въ сл дующемъ году населилъ близъ раззореннаго
города Курска дв слободы, прiемля подъ защищенiе свое всякихъ пришлыхъ людей и б
глыхъ преступниковъ, и заведя тамъ разныя мастерствы производилъ торги
[28].Тогда Россiйскiя Князья Рыльскiй, Воргольскiй
(н)и Липицкiй
(о)съ дозволенiя
Хана Капчатскаго, шли противу Татаръ и разорили сiи Ахметовы слободы. Но Нагай
выславъ свое воинство съ начальникомъ Темиромъ отогналъ ихъ прочь раззоря равном
рно Княженья сихъ Князей
[29].Въ 1285 году б жали Князья изъ своихъ областей, безъ защищениiя оставя ихъ,
которыя дватцать дней безпрестанно отъ Татаръ были разоряемы и почти вс хъ
тамошнихъ изстребили дворянъ на деревьяхъ в шая или иными варварскими образы.
Ахметъ паки обстроилъ у Курска свои слободы, но они скоро были погублены
нечаяннымъ нападенiемъ Князя Святослава Липицкаго
[30].Симъ оканчиваютъ вс л тописцы, настоящее раззоренiе и конечное опуст нiе
Княженiя и города Курскаго. Сл довательно продолжалось оно чрезъ 48 л тъ отъ
нашествiя Батыева; а что скоро потомъ городъ Курскъ и ближняя окресность его
обратилiася въ пустыню, тому свидетельствуетъ описанiе о найденiи чудотвораго образа
знаменiя Богоматере, при р к Тускар , на м ст , гд Коренная пустынь; которое
произшествiе яко давшее причину къ новому возстановленiю города Курска и нам ренъ я
включить здесь.
[31]"Страна Курская раззоренiемъ отъ Татаръ пришедъ въ конечное запуст нiе,
заросла л сами, изобильна бывъ птицами и зв рьми, для промыслу коихъ жители города
Рыльска почасту туда при зжали. Одинъ изъ оныхъ ходя по л су при р к Тускар , обр
лъ на корню образъ знаменiя Богоматере лежащей ницъ къ земле
(п);и притомъ самомъ
случа за первое чудо сочтено, что приподнятiи сего образа отъ земли, на томъ самомъ м
ст произошелъ източникъ воды. Сiе скоро дошло досв денiя города Рыльска, и до Князя
ихъ Шемяки тамо пребывающаго; пожеланiю коего посланными отнего образъ тотъ и
принесенъ былъ въ городъ Рыльскъ. Весь народъ благогов йно стр тилъ, самъ же Князь
не былъ притомъ и объятъ сталъ сл потою, по признанiижъ своей погр шности и по
принесенiи молебствiя чудотворному образу сему; паки получилъ зр нiе, въ знакъ же
своего усердiя соорудилъ въ городе Рыльск церковь Рождества Богоматере, гд и
поставилъ чудотворную сiю икону. Но произволенiемъ Божiимъ ощущалась она
неодократно опять въ пустын при найденномъ Ея месте, то тамъ и построена была
часовня, и при образ оставленъ былъ священникъ города Рыльска
(р).Въ скоромъ потомъ
времени нашествiемъ Татаръ къ темъ м стамъ, священникъ оной взятъ въ полонъ, и
образъ Знаменiя Богоматере разколотъ на многiя части. Но по искупленiи сего
священника, обратился онъ къ своей пустын , и обр лъ части чудотворныя иконы
невредимы, при сложенiи коихъ вкуп , составился образъ какъ и былъ ц лый. Рыльчан
ув давше о чуд семъ, со всемъ духовенствомъ изъ города при множеств мiрскихъ
людей, для перенесенiя образа въ городъ свой, въ церковь устроенную Княземъ Шемякою;
троекратно покушалися, но святый образъ являлся всегда на м ст своемъ въ часовн . Съ
того времени въ продолженiе 300 л тъ съ небольшимъ и пребылъ онъ неподвижно тамо.
Молебствiя усердствующи изъ далека приходящихъ, и чудеса проявляемыя отъ
чудотворныя иконы сея дошли наконецъ до св денiя благов рнаго Государя Царя и
Великаго Князя OЕОДОРА IОАННОВИЧА. Въ 1597 году, указалъ Государь поднять образъ
къ себ въ Москву, и Багов рная Царица ИРИНА OЕОДОРОВНА, украсивъ икону
богатою ризою приказала вставить въ дску съ приписанiемъ ликовъ Господа Саваофа и
Пророческихъ, приложивъ богатыя пелены съ означенiемъ года шитыми золотомъ