105
жавшему
открывать
гимназию
,
преобразованную
из
курского
губернского
учи
-
лища
.
За
превосходное
исполнение
поручения
помещик
«
позволил Щепкину
заниматься
,
чем
хочет
».
И
он
в
ноябре
1805
был
включён
в
труппу
театра
братьев Барсовых
.
В
середине
ноября
1805
года
актриса
Пелагея
Лыкова
приехала
к
Воль
-
кенштейнам
с
тем
,
чтобы
пригласить
их
на
свой
бенефис
.
Она
с
грустью
сооб
-
щила
,
что
актер Арепьев
,
исполнявший
роль почтаря
в
драме
«
Зоа
»
по пьесе
Л
.-
С
.
Мерсье
,
имеет
«
нетоварный
»
вид
по
причине
того
,
что
выпил
за
последние
дни
изрядную
порцию
вина
.
Михаил
Семенович
с
согласия
Лыковой
заменил
его
.
Спектакль
прошел
с
громадным
успехом
.
Щепкин
завоевал
положение
ве
-
дущего
исполнителя
.
Всего
в
период
его
пребывания
в
Курске
известны
7
ро
-
лей
,
сыгранных
им
в
пьесах
.
Переломным
моментом
в
своей
судьбе Щепкин
считал
1810
г
.,
когда
в
селе Юнаковке
(
ныне
–
Сумская
область Украины
),
при
-
сутствовал
на
любительском
спектакле
в
доме
князя
Голицына
с
участием
кня
-
зя
П
.
В
.
Мещерского
в
главной
роли
.
После
закрытия
Курского
театра
на
ре
-
монт
он
с
разрешения
Г
.
С
.
Волькенштейна
перешел
в
1816
г
.
в
харьковскую
труппу И
.
Ф
.
Штейна
.
Театр Штейна
развил
и
укрепил
реалистические
начала
,
которые
зародились
в
творчестве Щепкина
под
влиянием
кн
.
Мещерского
.
С
1817
г
.
Михаил
Семенович
служит
в
Полтавской
труппе
,
возглавляемой
вид
-
ным
писателем Иваном Петровичем Котляревским
.
К
числу
самых
замечатель
-
ных
работ
актера
,
сыгранных
в Полтаве
,
относятся
две
роли
,
написанных
Кот
-
ляревским
специально
для
него
:
казака Чупруна
в
«
Москале
-
чаривныке
»
и
вы
-
борного Макогоненко
в
«
Наталке
-
Полтавке
».
В
1818
г
.
Михаил Семенович
ос
-
новал
«
Вольный
театр
»
в
Полтаве
.
От
крепостной
зависимости
актер
освобо
-
дился
при
содействии
своего
нового
хозяина
графа
Н
.
Г
.
Репнина
,
мецената
Полтавского
театра
,
когда
ему
было
уже
33
года
.
В Москву Михаил Семенович
приехал
в
1823
г
.,
имея
за
спиной
почти
20-
летний
стаж
провинциального
акте
-
ра
и много
сыгранных
ролей
.
Плотно
войдя
в
репертуар Московского
(
Малого
)
театра
,
выступал
почти
через
день
,
а
,
случалось
,
и
каждый
день
в
новых
ролях
.
В
сатирических
и
бытовых
ролях
он
развивал
обличительные
мотивы
.
Понача
-
лу Щепкин
не
был подготовлен
к
хорошим
выступлениям на московской
сцене
.
Однако
через несколько
лет уже
говорил по
-
московски
,
оттренировал
свое
тело
,
сделав
его
пластичным
,
поставил
голос
.
С
1823
г
.
и
до
самой
смерти
он
–
веду
-
щий
актер московского Малого
театра
.
За
свою жизнь
на
сцене Щепкин
вопло
-
тил
около
600
ролей
.
Им
сыграны
были
такие
роли
,
как Фамусов
в
«
Горе
от
ума
»
А
.
С
.
Грибоедова
,
городничий
в
«
Ревизоре
»
Н
.
В
.
Гоголя
.
Михаил
Семе
-
нович
сам
говорил
,
что
этим
авторам
он
многим
обязан
: «...
они
меня
силою
своего
могучего
таланта
,
так
сказать
,
поставили
на
видную
ступень
в
искусст
-
ве
».
Щепкин
был
самым
ярким
выразителем
внутреннего
освобождения
от
пут
официального
,
придворного
классицизма
.
На
его
долю
выпала
великая
миссия
–
реалистическая
реформа
отечественной
сцены
,
подчинение
ее идеям
граждан
-
ственности
и
исторической
правды
.
Обладая
великолепными
музыкальными
данными
,
он
вполне
справлялся
с
оперными
партиями
,
серьезно
увлекался жи
-
вописью
и
литературой
.
Отличался
непревзойденным
даром
рассказчика
,
живо
,
в
лицах
передавал
байки
о
нравах
курских
купцов
и
обывателей
,
одна
из
кото
-